Чистоговорка – средство, повышающее эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми
Чистоговорка - это ритмичная, зарифмованная фраза, содержащая различные сочетания звуков, слогов, слов и используемая для улучшения произношения звуков и для их автоматизации. Они способны развить не только звукопроизношение, но и другие стороны речи ребенка: фонематический слух, словарь, грамматику, связную речь, чувство ритма и рифмы, а также психические процессы (внимание, память, восприятие).На первом этапе наша цель не заставить ребенка повторять за нами, а развить правильное восприятие речи, слуховое внимание. То есть мы просто показываем карточку с картинкой и четко произносим чистоговорку. Затем можно немножко обсудить содержание картинки, но в конце опять вернуться к прочтению чистоговорки. Не нужно сразу же выдавать ребенку гору карточек. «Учите» чистоговорки постепенно. Изначально можно показать новую карточку с чистоговоркой на занятии. Затем можно отдать ее в группу воспитателям, где в вечернее время еще раз просмотреть, проговорить и закрепить.
1. Игра «Громко, тихо, шёпотом».
Произнести чистоговорку громко, тихо, шёпотом: прореветь чистогорку, как медведь; пропищать чистоговку, как мышонок и т.п.
2. Игра «Медленно-быстро».
Произнести чистоговорку медленно-быстро.
3. Игра «Какой, какая, какое?»
Отвечать на вопросы в форме чистоговорок.
(ребенок отвечает «Са-са-са - острая коса. Са-са-са – у Саши коса.) Со-со-со какое колесо? Со-со-со чьё это колесо?
4. Игра «Один-много» по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис).
5. Игра «1-2-5» (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей).
6. Игра «Скажи наоборот» (ра-ра-высокая гора, ра-ра - низкая гора).
7. Игра «Чего не стало? (са-са-са не стало колеса, ри-ри-ри пропали снегири, ла-ла-ла нет стола).
8. Игра «Скажи ласково» ( лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу).
Существуют целые стихи, построенные по принципу чистоговорок. Например:
Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши;
Ше-ше-ше – это утка в камыше;
Ша-ша-ша – выходи из камыша;
Жа-жа-жа – есть ежата у ежа;
Жу-жу-жу – как-то еж пришел к ежу;
Жи-жи-жи – ели яблоки ежи;
Жа-жа-жа – еж уходит от ежа;
Ща-ща-ща – в дождь пошел я без плаща;
Ще-ще-ще – есть карман в моем плаще;
Щи-щи-щи – дома плащ ты поищи;
Щу-щу-щу – в дождь тебя я не пущу.
Игры с чистоговорками веселые и активные, и очень часто будят фантазию детей и взрослых придумывать свои собтвенные чистоговорки. Ведь в них не обязательно должен быть смысл, это могут быть абсолютно абстрактные и даже бессымсленные строки или стихотворения. Их основная цель — выработка звука.
Вот инструкция, как сочинить собственную чистоговорку.
Давайте, например, придумаем собственную чистоговорку для ребенка 5 лет на звук «р».
1. Берем слог «ро»
2. Трижды его прописываем или проговариваем — Ро-ро –ро
3. Добавляем любую строчку, так, чтобы последний слог последнего слова тоже был «ро». Прокатились мы в метро.
Вот и получили мы готовую чистоговорку: Ро-ро-ро, прокатились мы в метро.
Придумаем чистоговорку на закрытый слог «ал»:
Ал-ал-ал — гномик Гоша танцевал!
Применение данных приемов предоставляет ребенку возможность создать «свое», придумать самому. Но ещё одним важным действием при этом является создание проблемной ситуации, которая активизирует воображение ребенка, словотворчество, придумывание рифмы, формирует языковые способности. Двигаясь в данном направлении, хочется отметить, что чистоговорка, как рифмованная фраза с часто повторяющимися звуками, вызывает интерес у детей к логопедическим занятиям. Но не стоит долго повторять одну и ту же чистоговорку, это может наскучить ребенку и будет утерян ценный интерес. Лучше взять сразу несколько фраз или стихотворений чистоговорок и отрабатывать их одновременно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий