вторник, 7 ноября 2023 г.

 «КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ЗАПОМНИТЬ БУКВЫ»

Как хорошо уметь читать! Умение читать начинается с изучения звуков и букв. Но как помочь ребенку запомнить их?

В группах компенсирующей направленности для детей с ТНР, на специальных занятиях мы начинаем обучать детей звуковому анализу слов, формируем у детей фонематические процессы.  Дети учатся на слух определять наличие определённого звука в слове: «Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук С», учатся подбирать слова с заданным звуком, определять последовательность и количество звуков в слове: «Назови первый звук; второй, третий…;  сколько всего звуков в слове?).  

Знакомя детей со звуками, мы учим их запоминать и буквы, которыми эти звуки обозначаются, учим складывать буквы в слоги и слова, осмысленно их читать.

Многолетний опыт работы по обучению дошкольников грамоте показывает, что некоторые дети с большим трудом запоминают буквы. Даже овладев элементарным звуковым анализом, умея выделять звук из состава слова, устанавливать порядок звуков в слове, эти дети не могут запомнить образ буквы, что мешает им овладевать навыками чтения. Как правило, такие дети имеют речевые нарушения, у них довольно низкий уровень развития памяти и внимания.

Для того, чтобы помочь детям быстрее запомнить буквы и избежать трудностей в овладении чтением, мы используем на занятиях разнообразные игровые упражнения:

• Называние буквы - дети знакомятся с тем, что звук можно

обозначать графически, т.е. буквой. Буквы называем кратко: не «бэ»,

а «б», не « эр», а «р»)

• Читаем и запоминаем стихи о буквах 

(В старом дереве дупло - ну совсем, как буква «О»«Т» в антенну

 превратилась и на крыше очутилась).

• После анализа буквы (из каких элементов состоит буква, как

 расположены эти элементы в пространстве) – выкладываем эту букву

из счётных палочек, верёвочек, цепочек, спичек, фасоли.

• Тактильное узнавание букв, созданных из бархатной и наждачной

 бумаги.  

       

 • «Чудесный мешочек» - ребёнок наощупь определяет пластмассовые,

 металлические, картонные буквы.

• Обведение буквы по трафарету, шаблону; вырезание буквы

ножницами; лепка из пластилина, теста.

• Обрывание буквы по контуру.

• Письмо букв на манке, песке.

•  Игра «Геометрик» - создание букв из резинок.

  • Приёма «Дермолексия», когда педагог рисует букву на спине, либо на ладони ребенка«Какую букву я написала.

• «Какой буквы не стало?» - перед ребёнком выкладывается ряд букв,

начиная с 3-4-х, педагог предлагает запомнить, в какой

последовательности они расположены. Ребёнок закрывает глаза, а

педагог убирает одну.

• Узнавание буквы по словесной инструкции – «Эта буква овальной

формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий»

и т. д.

• Найти букву среди других (без наложения и с наложением друг на

друга). Обвести найденную букву красным или синим карандашом.

• Игра «Буква сломалась» - допечатать недостающие

элементы буквы.

     • Реконструкция букв. Например: из буквы «П» можно

       сделать букву «Н», передвинув одну палочку.

• Узнавание букв, написанных разными шрифтами.

• Игра «Зоркие глазки» - вычеркивание заданной буквы из текста.

 

Так же предлагаем родителям поиграть дома с ребёнком в игры, способствующие запоминанию букв:

1. Игра «Покажи букву»

Изобразить заданные буквы с помощью пальчиков, ладошек и всего тела.

Выложить букву из любого материала: шнурков, ленточек проволоки, счетных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек, камушков, карандашей , лапши, конфет, сушек. А еще можно слепить из пластилина, соленого теста, и нарисовать пальчиком и гуашью по бумаге или по крупе, рассыпанной на подносе тонким слоем.

2. Игра «Найди и назови букву»

Из картона вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребенка, где вы с ним занимаетесь. Принцип прикрепления таков: с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется. Например: «шкаф» — «ш», «стол» — «с», «тумба» — «т», и так далее. Можно некоторые буквы оставить мамы, папы, брата. Например: «Алла» — «А», мама, «Коля» — «К», папа, нарисовать портреты родственников к этим буквам.

Очень полезно находить в окружающей обстановке предметы , похожие на буквы, а также дорисовывать буквы, «превращая» их. Буква «с» похожа на месяц, «о»- на обруч, «п» -на ворота.

Можно находить знакомые буквы в вывесках на улице, в книгах с крупным шрифтом.

3. Игра «Архитектор»

Приготовить карточки из бумаги и на каждой карандашом нарисовать контур буквы, а ребенок пусть ее раскрасит . Каждую карточку разрезать на 2-4 части и перемешать, а ребенка попросить сложить букву и назвать ее.

4. Игра «Дорисуй букву»

Для каждой буквы создается образ. Например, букве «а» дорисуем трубу, двери, окно — получится «дом». Буквы должны быть крупные.

5. Игра «Узнай букву»

Ребенок должен узнать и обвести буквы, написанные точками.

6. Игра «Что неправильно»

Ребенок находит буквы в ряду, которые написаны неправильно.

7. Игра «Найди и подчеркни»

Предложите ребенку найти и подчеркнуть( обвести кружком) определенную букву в тексте. Можно использовать для этой игры ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт должен быть крупным .

8. Игра «Алфавитный дартс»

      Повесить на стену плакат – азбуку. Бросая небольшой мячик

      в  определенную букву, назвать ее.

9. Игра «Магнитная азбука»

Прикрепить ее можно, например, на холодильнике и выполнить такие упражнения: «Угадай, какая буква», «Какой буквы не стало?», «Какая буква лишняя?», «С какой буквы начинается слово….»

10. Обучающие компьютерные программымультфильмы, песни, стихи о буквах, яркие книги-азбуки, раскраски также помогают запоминать буквы .

  В результате таких игр у детей улучшается зрительное внимание, восприятие и память, формируются творческие способности, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.

Успехов вам!

Комментариев нет:

Отправить комментарий