«Подготовка руки ребёнка к письму в школе»
Одним из основных направлений подготовки руки к письму является развитие руки.
У этого направления есть несколько решений:
1. Сформировать правильный захват орудия письма.
2. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.
3. Развивать мелкую моторику руки.
Подготовка руки ребёнка к письму начинается задолго до прихода ребенка в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракулей, лепка из пластилина, глины, теста и многое другое поможет будущему ученику научится красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.
Важно сразу научить ребёнка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остаётся без должного внимания взрослых. Ребёнок закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, письма печатными буквами, штриховки. Казалось бы, пусть пишет как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются правильная посадка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребёнка научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить.
Как распознать неправильный навык
О неправильном навыке письма говорят следующие детали:
- неправильное положение пальцев: ребёнок держит пишущий предмет «щепотью», «горсточкой», в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце;
- ребёнок держит ручку слишком близко к её нижнему кончику или слишком далеко от него;
- верхний кончик руки направлен в сторону или от себя;
- кисть жёстко фиксирована;
- слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.
Вас должно насторожить, если ребёнок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.
Если ребёнок рисует слишком маленькие предметы, то это может свидетельствовать о жёсткой фиксации кисти руки.
Это можно проверить, предложив нарисовать одним движением окружность диаметром 3-4 сантиметра (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньше диаметра или будет рисовать её в несколько приёмов, передвигая руку ли поворачивая лист.
Как исправить
Для исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими приёмами.
На верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку. Объяснив ребёнку, что ручка должна лежать на этой точке.
Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.
Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур, размером в треть альбомного листа, без отрыва руки.
А как правильно писать?
При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Далее следует понаблюдать за тем, как ребёнок пишет, и решить, правильно ли он выполняет это действие.
Можно использовать такой методический приём. Поменяйтесь с ребёнком ролями. Пусть он руководит вашими действиями, подсказывая, если вы что - то делаете не так. Этот приём концентрирует внимание на элементах выполняемой работы и более эффективно организует на учение. Затем ребёнок действует самостоятельно. Подсказка должна быть минимальной и постепенно сводится на нет. Контроль навыка письма у ребёнка желательно провести до того, как ему исполнится четыре года, чтобы иметь запас времени для исправления неправильного навыка перед поступлением в школу. Заниматься шестилетний ребёнок может не более двадцати минут.
Как развить мелкую мускулатуру ребёнка
- Разминать пальцами пластилин, глину, тесто, мять поролоновые шарики, губку, скатывать бумажные салфетки.
- Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
- Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
- Нанизывать бусинки, пуговицы на нитки. Завязывать узлы на тонкой и толстой верёвках и шнурках.
- Делать пальчиковую гимнастику.
- Рисовать, штриховать, раскрашивать карандашами, мелом, красками и т. д.
- Резать ножницами.
- Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.
- Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
- Играть с конструктором (большим и маленьким).
- Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и др.).
Развитие мелкой моторики руки
Очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие взрослые совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следить, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками.
Важная задача перед взрослыми – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок и т.д. В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.
Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответ твенностью относится к ней.
Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда будущий первоклассник превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.
Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.
Подготовка руки к письму: система упражнений для пальчиков
Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму.
Взрослые должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Важно знать, что для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от малыша мышечных усилий для проведения линии.
Комплекс упражнений: «Пальчиковая гимнастика»
Цель: развитие мелкой мускулатуры рук, умение повторять за ведущим.
1. «Подними пальчики»
Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.
2. «На зарядку становись!»
Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.
3. «Ванька – встанька»
Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.
4. «Собери палочки в корзинку»
Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.
5. «Шаги»
Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.
6. «Волк»
Соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх и слегка разведенными в сторону. Это волчьи «уши». Согните указательные пальцы – это волчий «лоб». Остальные пальцы образуют «мордочку».
Игры для развития мелкой моторики
- Упражнение с пипеткой (набирать воду, нажать двумя пальцами на пипетку – вылить воду);
- Упражнение с пинцетом (захватывать мелкие предметы);
- Сортировка мелких предметов (горох, фасоль, бусинки, пуговицы, камешки);
- Кукольная одежда на прищепках («постирать и отжать» кукольную одежду и при помощи прищепок повесить на веревку сушиться);
- Коробочка с прищепками (по краю коробки закрепить прищепки);
- Болты и гайки (откручивать и закручивать гайки);
- Трубочки для коктейля (нарезать и нанизывать);
- Бусы (нанизывать на шнурок или леску);
- Рисунок из фасоли (на картоне ребенок рисует простое изображение, например человека). После этого наносит клей на линии от карандаша и наклеивает фасоль. Работа с такими мелкими предметами как фасоль тренирует мышцы кисти и пальцев;
- Сортировка семян (в коробку с ячейками раскладывать семена);
- Мозаика из мелких кусочков цветной бумаги;
- Зубочистка (прокалывание дырочек по контуру рисунка);
- Цветной песок (нанесение песка на контурный рисунок);
- Наматывание ниток;
- Переливание (пересыпание семян) жидкостей;
- Конструкторы и пластилин;
- Графическое рисование (трафареты, фигурные линейки), штриховка.
Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.
- Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант – ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает;
- Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами;
- «Резиночка». Для этого упражнения можно использовать резинку диаметром 4-5 см. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой;
- «Обезьянки»; Повтори движение. Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены – любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки – повторить «фигуру». Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки;
- Существует интересный способ развития пальцев руки – отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию;
- Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
Игры с рисованием и штриховкой
- Продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель – для ребенка и каждый старается нарисовать позапутаннее);
- Рисование на доске, на листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала, ребенок рисует прямые лини - вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты;
- Взрослый рисует любую геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и проводит в ней 1-2 линии (горизонтальные, вертикальные или по диагонали), на конце которых нарисовано по одной стрелочке (чтобы ребенок понимал, в каком направлении штриховать фигуру). Ребенок заканчивает штриховку, начатую взрослым, а взрослый в это время следит за тем, чтобы ребенок рисовал в нужном направлении и чтобы линии были прямые и ровные.
Успехов вам, уважаемые взрослые, в ответственном деле – подготовке ребёнка к школе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий