Требования к устной речи, ребенка поступающего в 1 класс
С момента рождения до поступления в школу ребенок проходит важный этап в своем развитии. За этот период он усваивает огромное количество информации об окружающем его мире, людях, объектах и явлениях. Активно развивается его речь, что является одной из наиболее важных предпосылок его дальнейшего успешного обучения.
        Задача взрослых – сделать все возможное для того, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой устной речью.
        Что входит в это понятие? Что же конкретно ребенок должен знать и уметь? И как отразится несформированность этих знаний и умений на дальнейшем усвоении школьных навыков?
| 
 № | Какие стороны речи должны быть сформированы | 
 Ребенок должен уметь | 
 Последствия несформированности различных сторон речи | 
|    1. | 
 Слушать и слышать других | Трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно. | 
|  2. | Звуковая сторона речи | 
 правильно произносить все звуки речи;
 
 четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);
 
 
 
 говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации; изменять темп речи с учетом содержания высказывания;
 
 |             Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»). 
      Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении. 
 
       | 
|  3. 
 | Функции языкового анализа | 
 
 
 
 
 
 делить предложения на слова;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 уметь выделять все звуки в словах;
 
 
 
 устанавливать последовательность звуков в слове.
 
 | Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки: 
 слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами;  раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);
 
 пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);
 
 пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);
 
 перестановки букв (комната – «конмата»);
 | 
|  4. 
 | Лексичес- кая сторона речи (словар-ный запас) | точно подбирать слова;ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);употреблять сложные слова (например: длинноногий);пользоваться эпитетами (например: чистое поле); подбирать метафоры (например: туча комаров);использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);
 подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный); | Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. 
 В более старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме. | 
|  5. | Грамматическая сторона речи: 
 
 а) Навыки словоизменения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 б) Навыки словообразования | 
 
 
 
 
 
 изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);
 
          употреблять различные предлоги;
 
 
 
 согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце); согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.);
 
 образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);образовывать название детенышей животных;образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья);
 |      В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова: 
 ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – « много деревов», на санках – «на санков»);пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);
 
 ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»);
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 замены суффиксов (козлята – «козленки»);
   
 
 замены приставок (захлестнула –  «нахлестнула»);
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.      Может нарушаться самостоятельная письменная речь. 
 | 
|  6. | Связная речь | свободно общаться с взрослыми и сверстниками;поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;рассказывать о пережитых событиях;пересказывать содержание сказки, рассказа;описывать окружающие предметы;раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.
   | 
 Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, устных ответов, а в более старшем возрасте в  написании сочинений и изложений. | 
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий