суббота, 4 сентября 2021 г.

 Распространение гаджетов, дефицит живого общения и другие проблемы современного общества приводят к тому, что все больше детей страдают речевыми нарушениями. Кто-то не говорит совсем, кто-то не выговаривает звуки, кто-то не понимает обращенную речь, у кого-то проблемы с чтением и письмом. Всё это – веские причины обратиться к логопеду. Но многие родители долго не решаются на этот шаг – боятся, не признают проблему или не понимают ее серьезности, надеются, что она решится сама собой. Чтобы развеять опасения мам и пап, мы ответим на самые популярные вопросы, которые задают логопедам.

Чем занимается логопед?

 

Логопед — это коррекционный педагог, который специализируется на профилактике, выявлении, устранении речевых нарушений. Он не только корректирует звукопроизношение («ставит звуки»), но и совершенствует слоговую структуру слов и грамматический строй речи, формирует навыки звукового синтеза и анализа, расширяет и обогащает словарный запас, развивает связную речь, обучает грамоте, занимается профилактикой и коррекцией нарушений чтения и письма. Логопед может работать как с детьми, так и со взрослыми.

Почему растет число речевых нарушений?

Большое количество речевых проблем у современных детей связано, в первую очередь, с социально-культурными условиями их жизни. Часто ребенок с рождения приучается к телевизору, планшету, телефону. Мультфильмы и игры заменяют ему мамину колыбельную, бабушкину сказку, разговоры с отцом. А речь с экрана воспринимается мозгом лишь как шумовой фон и не оказывает никакого влияния на развитие малыша.

Если ребенок при этом еще и не ходит в детский сад, то до школы у него наблюдается постоянный дефицит общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Ему просто неоткуда брать пример речевого поведения и не с кем отрабатывать навыки вербального общения. Тем более многие современные родители предугадывают любое желание ребенка и сразу выполняют его, не побуждая сына или дочь словами попросить игрушку или бутылочку с водой. А ведь именно стимулы, поступающие от родителя в повседневной жизни ребенка, являются главным катализатором нормального развития речи.

С какого возраста родителям нужно обратить внимание на речь ребенка?

Уже с 3-6 месяцев нужно следить за тем, как ребенок пробует в действии и развивает свой речевой аппарат. С этого возраста он должен издавать много разноплановых звуков. Примерно к 1 году нормально развивающийся малыш уже понимает до 30-60 слов, а говорит 1-10. К 2 годам ребенок должен строить предложения из 3-4 слов, к 3 годам – распространенные предложения. При этом логопеды рекомендуют родителям в первую очередь не подсчитывать, сколько слов говорит малыш, а обращать внимание на понимание речи. Примерно к 1 году ребенок должен отзываться на свое имя, правильно реагировать на знакомые ему фразы, например, «принеси машинку» или «подойди ко мне».

Конечно же, все дети развиваются по-разному – кто-то быстрее, кто-то медленнее. Но, по мнению специалистов, если к 2,5 годам ребенок не говорит или использует лишь несколько слов, а тем более не понимает обращенную к нему речь и не реагирует на нее, стоит задуматься, нет ли у ребенка задержки речевого (а иногда и психического) развития и не пора ли обратиться к логопеду.  

В каких случаях нужна консультация логопеда?

Родителям следует записаться на прием к специалисту, если их ребенок:

  • не гулит в 2-3 месяца;
  • не лепечет в 6-7 месяцев;
  • не пытается произносить слова в 1 год;
  • не говорит словами и фразами в 2 года;
  • не говорит или говорит на «своем» языке (практически без понятных окружающим слов) в 3 года;
  • с трудом строит фразы, не может пересказать небольшую сказку или сочинить свою историю в 4-5 лет;
  • не произносит звуки правильно, не может ответить на вопрос, запомнить и пересказать рассказ или стихотворение в 6 лет;
  • говорит с запинками, переставляет и пропускает слоги;
  • испытывает проблемы с письмом и чтением в школе.

Родителям нужно внимательно следить за речью своего ребенка, сравнивать ее с речью сверстников. Если заметны какие-то отклонения, важно без промедлений обратиться к логопеду. Также рекомендуется показывать всех детей специалисту по нарушениям речи в возрасте около 3 лет. Некоторые проблемы можно заметить не сразу, тем самым упустив время для их ранней коррекции.

Могут ли родители сами исправить речь ребенка?

Серьезные проблемы с речью ребенка родителям самостоятельно не исправить, ведь для этого нужны знания и специальное оборудование. Но некоторые речевые нарушения после консультации с логопедом можно попытаться скорректировать. В первую очередь это неправильное произношение звуков.

Иногда бывает достаточно просто объяснить и показать ребенку, как нужно произносить те или иные звуки. В некоторых случаях потребуется подключить специальную гимнастику для развития артикуляционной мускулатуры или массаж. Но если после месяца домашних занятий нарушения речи остались, не стоит продолжать самостоятельные попытки исправить произношение. Лучше обратиться к логопеду, иначе проблема с речью может усугубиться.

Может ребенок преодолеть речевые проблемы, если останется в окружении нормально говорящих сверстников?

Конечно, нормальная языковая среда оказывает благотворное влияние на формирование речи. Но далеко не все речевые нарушения могут пройти без стороннего вмешательства. Поэтому, если у малыша сильные проблемы с речью, не рискуйте его будущим – отдавайте его в логопедическую группу или запишите на индивидуальные занятия к специалисту.

Как правильно учить ребенка читать и писать?

Лучше, если читать и писать малыша учит педагог. Но многие родители хотят сделать это сами. Чтобы не навредить ребенку, нужно придерживаться ряда правил:

  • Показывать важность, пользу и увлекательность чтения собственным примером. Если ребенок с детства засыпает под любимую книгу сказок, видит, что взрослые проводят вечера за чтением, а не у телевизора или с телефоном, он сам захочет научиться читать и его не придется заставлять заниматься.
  • Начинать обучение только тогда, когда малыш готов к этому. Если он проявляет интерес к книгам в 3-4 года, можно начинать показывать ему буквы, учить складывать их в слова. Но большинство детей проявляют интерес к чтению не раньше 4,5-6 лет.
  • Правильно стоить процесс обучения. Начинать нужно с узнавания букв и звуков, которые они обозначают. Лучше всего делать это в процессе игры. Используйте кубики и карточки с буквами, лепите их из пластилина, складывайте из веточек, рисуйте разными красками. Когда ребенок изучит 2-5 букв, научите его складывать слоги. Для обучения слоговому чтению развесьте по дому карточки со словами. После знакомства со слогами переходите к чтению целых слов и пониманию смысла прочитанного. Спрашивать ребенка, что же он прочитал, стоит тогда, когда он читает хоть и медленно, по слогам, но правильно.
  • Не стоит пытаться параллельно учить ребенка и читать, и писать. Лучше всего начинать обучение письму уже после того, как ребенок хорошо выучил все буквы и освоил чтение. Чтобы ребенок быстро научился писать, с самого раннего возраста развивайте у него мелкую моторику – рисуйте вместе с ним, лепите, складывайте мозаики, играйте с конструктором.

Что делать, если ребенок выучил все буквы, но у него не получается читать?

Где пройти обучение на логопеда дистанционно

Чаще всего такая проблема возникает из-за неправильного обучения. Чтобы ребенку было легко научиться читать, важно учить его не названиям букв, а тем звукам, которые они означают. То есть «Б» – это [б], а не [бэ], «Н» – [н], а не [эн], «К» – [к], а не [ка] и т. д.

Может ли со временем у ребенка проявиться заикание?

В возрасте старше 5-6 лет дети начинают заикаться из-за внешних факторов. Например, проблема может возникнуть, если ребенок пережил психологическую травму (сильный испуг, развод родителей, конфликты в детском саду или школе), перенес болезнь. Если кто-то из близких родственников заикается, малыш может просто копировать такую манеру речи, хотя у него самого патологии нет. Это псевдозаикание. Правильно установить причину заикания и скорректировать речь могут только специалисты. Поэтому важно показать ребенка логопеду, неврологу, психологу, а в отдельных случаях и психотерапевту.

Комментариев нет:

Отправить комментарий