Консультация
для родителей
«Развитие
звукового анализа и синтеза»
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО
АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны
быть сформированы к началу школьного обучения?
Анализ – это разделение
целого на составные части.
Звуковой анализ – разделение целого
(целым выступает слово) на составные части (составные части слова – звуки). Т.е.,
звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.
Для чего нам нужен звуковой
анализ? Звуковой анализ лежит в основе процесса письма.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом
является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на
составляющие его элементы (звуки), установление их количества и
последовательности.
Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ
слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное
сочетание звуковых элементов в единое целое.
Таким образом, обучение письму невозможно без формирования
звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до
конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана
или др.
Это то, что касается звукового анализа. Теперь о звуковом
синтезе. Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение звуков в
слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.
Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв,
отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили
реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на
основе анализа звуковой структуры слов.
При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков
составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: - Какое слово получится, если
соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено
произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового
анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения
порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество,
последовательность или позицию звуков в слове.
Для чтения детей, у которых сохранилось (даже в неярко
выраженном варианте) речевые нарушения, характерны:
-трудности слияния звуков в слоги и слова, взаимные замены
фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков: свистящих - шипящих,
твердых – мягких, звонких – глухих (каска-кашка, помощь-помочь, жевать-зевать);
-искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился, операция вместо
операционная, вынула вместо вытянула),
-грамматические ошибки (лодку перевернулась, с двумя
друзьям),
-побуквенное чтение (К,А,Ш,А),
-нарушение понимания прочитанного,
-слишком медленный темп чтения,
-«угадывающее чтение».
Для письма детей, у которых общее недоразвитие речи (по
разным причинам) сохранилось, характерны:
-замены – звуков: свистящих - шипящих, звонких – глухих,
мягких – твердых, и пр.;
- искажение слоговой структуры слов – перестановки,
пропуски, добавления слогов, раздельное написание частей слова и слитное двух
слов, указывающее на несформированность звукового анализа;
- грамматические ошибки – недочеты, связанные с переносом
аграмматизмов в письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок,
падежных окончаний, согласований различных частей речи и пр.).
Подготовка к обучению грамоте - это формирование
фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Фонематическое восприятие – способность
различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи,
а звуковой анализ – способность различать то же самое,
но чтобы воспроизводить их на письме.
Таким образом, овладение навыками звукового анализа и синтеза:
1. обеспечивает готовность к освоению грамоты;
2. способствует предупреждению появления нарушений в
письменной речи в период школьного обучения.
Поэтому
звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом
восприятии. Чтобы развить это восприятие
я предлагаю родителям поиграть с ребёнком.
I. Подготовительный этап
1. Развитие слухового восприятия
-Игра «Тишина»
Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям
предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.
-Игра «Угадайка, что звучит?»
Логопед выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их,
извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь»),
внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали.
2. Развитие слуховой памяти
Игра «Запомни и скажи»
Детям предлагается запомнить ряд звуков и повторить его. Сначала
используются ряды только из гласных звуков, потом ряды из согласных звуков:
АОУ, ИОА, АУОИ, ЭОИА…
СЧП, КТР, ПТСМ…
Должны быть исключены сочетания гласных и согласных с целью
исключения запоминания слогов.
II. Акцентируем внимание
ребенка на конкретном звуке.
Игра 1. -«Скажи как я»
Взрослый произносит слово, выделяя один звук, а ребёнок повторяет (мммыло,
машшшина, доммм). Необходимо, чтобы ребёнок научился выделять звук при
произнесении слова.
-«Услышь звук» хлопни в
ладоши, когда услышишь звук «С» (звуковой ряд, слоги, слова)
Игра 2. «Найди место звука в
слове». Чтобы ребёнку было интересно, сделайте дорожку из цветной бумаги,
разделите её на 3 части, выберите небольшую игрушку или фишку, которую вы
будете передвигать вместе с ребёнком по дорожке. Определитесь, место какого
звука , и в каком слове вы будете искать. Медленно произносите слово и делайте
акцент на звуке (сссанки, подноссс). Если звук слышится вначале слова, то фишка
остаётся в начале дорожки. Если звук слышится в конце слова, фишка
передвигается до конца дорожки и останавливается там.
Игра3. «Назови первый звук в
слове». Игра проводиться при помощи мяча. Взрослый называет слово и бросает
ребёнку мяч. Ребёнок, поймав мяч, называет первый звук в слове
Игра 4. «Назови слово на заданный
звук». Игра проводиться при помощи мяча. Взрослый называет звук и бросает
ребёнку мяч. Ребёнок, поймав мяч, называет слово на заданный звук.
III. В подготовительной
группе ребята знакомятся с характеристикой звуков и учатся делать звуковой
анализ слова, используя специальные
цветовые обозначения. Чтобы помочь ребёнку сделать звуковой анализ, взрослый
должен сам ориентироваться в том. Какие звуки гласные, а какие согласные. Давайте
вспомним, что гласные звуки – это звуки, при образовании которых воздух в
полости рта не встречает на своём пути преград. В образовании гласных звуков
участвует только голос. При произнесении этих звуков струя воздуха не встречает
никакой преграды. Эти звуки можно пропеть свободно. Пропойте их вместе с
ребёнком: А, О, У, Ы, Э, Ю, Я, Е, Ё.. Гласные звуки мы обозначаем красным
цветом.
Согласные звуки – звуки речи, состоящие из голоса и шума или
только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает
различные преграды: зубы, губы, язык и нёбо. Произнесите эти звуки вместе с
ребёнком: Б,В,Г,Д,Ж,З,К,Л.М,Н.П,Р,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ. Согласные звуки бывают
твёрдые и мягкие. Мягкие звуки мы обозначаем зелёным цветом, а твёрдые
согласные – синим.
Чтобы ребёнку было интересно используйте развлекательные моменты,
старайтесь поддерживать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое и
усваивать знания и умения. Схемы слов ребёнок может составлять не только при
помощи карточек, а и при помощи мелких пуговиц – игрушек соответствующих
цветов, что способствует развитию мышц пальцев.
Выберите, понравившиеся вам предметы и сделайте звуковой анализ
слова МАК.
МММАК – скажи, как я. Какой
первый звук в этом слове? Он гласный или согласный? Возьми жетон, который
обозначает согласный звук и положи его под картинкой.
МАААК – скажи, как я. Какой звук ты
слышишь после М? Какой это звук? Возьми жетон, который обозначает гласный звук
и положи его после М.
МАК – (подчёркнуто артикулируется
звук К ) – какой последний звук в этом слове? Он гласный или
согласный? Возьми жетон, который обозначает согласный звук и положи его после
звука А.
Назови все звуки в слове МАК по порядку.
Где находиться звук А : в начале, в конце или в середине слова?
Какой первый звук в слове МАК? А какой в этом слове
последний звук?
Назови гласный звук в слове.
Назови согласные звуки в слове.
Сколько всего звуков в слове МАК?
При звуковом анализе получается красочная схема. Теперь вы можете
предложить ребёнку зарисовать её в тетради в клетку или на листе бумаги и ещё
раз предложить ребёнку произнести слово по звукам. Не рекомендуется переходить
к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова. Только усвоив
материал предыдущих занятий, переходите к следующим занятиям.
Чтобы развивать синтез мышления – играйте с ребёнком в игру
«Угадай слово». Взрослый называет отдельные звуки, а ребёнок отгадывает слово
(р а к – рак).
Помните, в ваших силах помочь ребёнку преодолеть трудности,
связанные с речевым нарушением. Развивая навык звукового анализа и синтеза в
домашних условиях, вы непременно поможете своему ребёнку успешно учиться в
школе!
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
1. Определение количества
звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой
1,2, 3, 4?),
2. Придумывание слов с
определенным количеством звуков.
3. Узнавание слов,
предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. (Какое слово
получится из этих звуков: к-о-ш-к-а).
4. Образование новых слов с
помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы
получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля-Коля, Толя, Поля).
5. Образование новых слов
путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук.(Дом-сом, лом, ком,
Том, лом).
6. Образование из звуков
данного слова возможно большего количества слов, ТРАКТОР - рак, так, рот, рок,
ток, кот, кто, рота, кора, торт, корт, крот, такт, тракт.
7. Отобрать картинки, в
названии которых 4-5 звуков.
8. Вставить пропущенные буквы
в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а, б.нокль и т.д.
9. Подобрать слова, в
которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте(шуба, уши, кошка).
10. Составить слова
различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба,
кошка, банка, стол, волк.
11. Выбрать из предложений
слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.
12. Добавить различное
количество звуков к 1 и тому же слогу, чтобы получить слово: па-пар, па-парк,
па-паром, па-паруса.
13. Подобрать слова на
каждый звук. Слово записывается на листе. К каждой букве подобрать слово,
начинающееся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной
последовательности: сначала слова из 3 букв, из 4, из 5 и т.д.
Р У Ч К А
рот Уля час кот Аня
роза угол чаша каша аист
рукав улица чехол корка астра
14. От записанного слова
образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово
начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом-мак-кот-топор-рука.
15. Игра в кубик. Дети
бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков
в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
16. Слово-загадка. Пишется
1 буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано,
записывается 2 буква и т.д.
П . . . . . . . . . .
(простокваша).
17. Вписать букву в кружок.
Рак-раО, каОа и т.д.
УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И
СИНТЕЗА
1. Определение количества
слогов в слове и их последовательности.(Сколько слогов в слове «молоток»? Какой
1? 2? 3?).
2. Придумывание ребенком
слов с определенным количеством слогов.
3. Составление слов из
слогов, данных вразбивку.(Слоги потеряли свое место, надо помочь им его найти:
на-ро-во, ток-ло-мо, ка-сум).
4. Узнавание слов,
предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных слогов. (Какое слово
получится из слогов: го-ло-ва).
5. Образование новых слов
путем наращивания ребенком слогов к данному слову.(Какой слог надо добавить к
слову «пол», чтобы получилось новое слово?).
6. Перестановка слогов в
слове для получения нового слова. (Получить новое слово, поменяв слоги
местами).
7. Распределение картинок в
соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых
состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2,3,4-сложных
слов- в другое).
8. Отхлопать или отстучать
слово по слогам и назвать их количество.
9. Выделять гласные
звуки.(Столько слогов в слове, сколько гласных).
10. Назвать гласные в
слове. Подбираются слова, произношение которых не отличается от написания(лужа,
пила, лом, канава).
11. Записать гласные
данного слова.
12. Выделить 1 слог из
названий картинок, записать его. Объединив слоги в слово, предложение,
прочитать полученное слово или предложение. Улей, домик, машина, луна, жаба У
дома лужа.
13. Определить пропущенный
слог в слове с помощью картинки:- буз, ут-, лод-, ка-, ка-даш.
14. Выделить из предложения
слова, состоящие из определенного количества слогов.
УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
1. Определение
количества слов в предложении и их последовательности. (Сколько слов в
предложении «Вова читает книгу»? Какое 1? 2? 3?).
2.
Придумывание предложений, состоящих из
определенного количества слов.
3.
Придумывание предложений по сюжетной
картинке и определение в нем количества слов.
4. Составление
предложений из слов, данных вразбивку, или работа с так называемым
деформированным текстом. (Слова потеряли свое место, нужно помочь им найти его:
дети, мяч, в, играли; высокие, растут, лесу, сосны, в.)
5.
Распространение предложений путём увеличения
количество слов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий