Рекомендации родителям по РАЗВИТИЮ
ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ:
«Ум
ребенка находится на кончиках пальцев»
В.А.
Сухомлинский.
Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе – недоразвитие
ручной умелости, т.е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия
руками. Дети не умеют рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры,
соединять точки, а иногда даже просто держать в руках карандаш.
Графомоторный
навык - это определенное положение и движения пишущей руки,
которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры,
соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Графомоторные навыки включают в себя:
1.
Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их
движений);
2.
Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей
тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий
с условиями по выбору необходимых направлений);
3.
Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание
геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных
рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);
4.
Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать
их с помощью символов);
Процесс формирования
графомоторных навыков письма очень сложен и захватывает
различные сферы умственной деятельности человека. Успешное формирование
графомоторных навыков зависит от следующих факторов:
-
зрительного восприятия;
-
произвольной графической активности;
-
зрительно-моторной координации.
Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на
протяжении четырех этапов:
Первый этап - развитие крупной и мелкой моторики. Развитие
мелкой моторики пальцев рук является мощным средством, повышающим
работоспособность коры головного мозга и стимулирующим речевое развитие
ребенка.
Для развития мелкой моторики необходимо:
·
выполнять пальчиковую гимнастику, а также массаж (самомассаж);
· лепить
из пластилина или глины;
·
вырезать из бумаги;
·
нанизывать бусины, пуговицы и т.д.;
·
застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, змейки;
·
собирать мозаики и конструкторы;
·
раскрашивать картинки, шнуровки
·
копировать рисунки на прозрачную бумагу и т.д.
Второй этап направлен на формирование
пространственных представлений и речевого обозначения пространственных
отношений.
Этот этап предусматривает:
·
ориентировку в собственном теле;
·
ориентировку в окружающем пространстве;
·
уточнение пространственного расположения фигур и букв.
Третий этап - направлен на развитие графомоторных навыков.
·
Развитие зрительного гнозиса: контурные изображения предметов; перечеркнутые
контурные изображения; контурные изображения, наложенные друг на друга и др.
·
Уточнение представлений о форме, цвете, величине.
·
Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
И, четвертый этап по развитию
графомоторных навыков - изобразительно-графические
способности:
·
Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.
·
Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них.
·
Наклонные прямые линии и комбинации из них.
·
Рисование орнаментов
· Дуги,
волнистые линии, круги, овалы.
·
Рисование по клеткам предметов.
·
Овладение графической символизацией
· Работа
по формированию графического образа букв (графемы).
В
процессе работы в тетради, на листе бумаги у детей укрепляется мелкая
мускулатура пальцев рук, совершенствуется зрительно - двигательная координация
и ориентировка, развиваются произвольное внимание, зрительная память,
аналитическое восприятие, речь.
Правильно
сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно
осваивать школьную программу. Графомоторные
навыки, являются существенным критерием для определения готовности ребёнка к
школе. Его сформированность позволяет ребёнку должным образом овладеть
письмом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий