ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Словесные игры по развитию речи дошкольников
«Играем - речь развиваем!».
“Речь- удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы воспользоваться им”. (Г.Гегель)
Уважаемые родители!
Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.
Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Достичь этой цели нелегко и нас беспокоит, что растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств, дети с однообразной, со слабо развитой связной речью.
Учитывая большую загруженность родителей работой, ежедневными домашними делами и накопленную к концу дня усталость предлагаю Вам познакомиться с играми, игровыми упражнениями на развитие речевых навыков вашего ребенка. Играть в них можно, занимаясь повседневными делами, в свободное время, по дороге домой и в детский сад
Игры на развитие грамматического строя речи.
«Приготовим сок»
«Из яблок сок….(яблочный);
из груш сок…(грушевый);
из слив сок…(сливовый);
из вишни….(вишневый);
из моркови, лимона, апельсина и т.д. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? А лимонный сок из чего? Сливовый сок из чего? И т.д.
Аналогично можно поиграть в игру «Приготовим варенье».
«Волшебные очки»
Играем, когда идем в детский сад или домой.
«Представьте ,что у нас есть волшебные очки».Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Я надел (а) зеленые очки и вижу зеленый забор, зеленое дерево, зеленый дом и т.д.»
«Я заметил»
«Давай проверим, кто из нас внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик.Он синий. Я заметил кошку. Она пушистая».Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
«Упрямые слова»
Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые слова», которые никогда не изменяются (кофе, какао, кино, радио, пианино, метро). Проговариваем вместе с детьми: «На вешалке висит пальто. У меня нет пальто. Сегодня холодно, и все надели пальто». Следите, чтобы ребенок не изменял слова в предложениях-ответах.
«Один - много»
«Один дом, а много чего? (ребенок отвечает: «домов»).
Один стол-… ,один стул-…,одно окно-…,одна звезда-…, одно ухо-…
Игры на обогащение словаря.
«Давай искать на кухне слова»
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?
«Угощаю»
«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему. И так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова.
«Большой-маленький»
«Я буду называть предмет, а ты будешь называть его ласково»:
Стол-….(столик), сумка-…(сумочка), ведро-…(ведерочко), забор-…(заборчик), носок-…(носочек), окно-…(окошечко), палец-… (пальчик), кресло-….(креслице) и т.д.
«Скажи наоборот» (можно с мячом).
Большой - ….маленький, Толстый - …тонкий (худой), Кислый –… сладкий, Высокий – …низкий, Тепло – …холодно, Весело – …грустно, Прилетел -…улетел, Сел -…встал и т. д.
«Обзывалки»
Совместно с ребенком выбираете тему игры, например, фрукты. И поочередно «обзываете» друг друга фруктами! (Ты – яблоко, а ты – ананас! А ты – банан! И т. п.)
«Скороговорки»
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Ткёт ткач ткани на платки Тане.
- Осип охрип, Архип осип.
- На дворе трава, на траве дрова, не
руби дрова на траве двора.
Комментариев нет:
Отправить комментарий