Консультация
для педагогов
«Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия с использованием зрительных символов»
(18.10.2017)
(18.10.2017)
"Ясный выговор слова, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков - вот главные основания обучения грамоте."
К.Д.Ушинский
Одной из причин дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения
чтения) является несовершенство фонематического восприятия и как следствие —
несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Цель консультации:
Выяснить , что такое фонематических
слух, фонематическое восприятие
Раскрыть роль фонематических процессов в коррекции
звукопроизношения и обучении грамоте.
Познакомить с играми по
формированию навыка звукового анализа
Фонематический слух - это способность правильно слышать и узнавать
звуки.
Фонематическое восприятие - это специальные умственные действия по
дифференциации фонем (звуков) и установление звуковой структуры слова.
Звуковой анализ -расчленении слова на составные элементы (звуки), установление их количества и последовательности
Синтез-сочетания звуковых элементов в единое целое.
Специальные
символы
в подготовке детей
к обучению грамоте
(методика Ткаченко Т.А.)
Использование
специальных символов:
- обеспечивает многоаспектное восприятие
(сочетание зрительных,
слуховых, кинестетических, мышечных ощущений) в процессе знакомства со звуком)
- усиливает речевые кинестезии
(базальный компонент второй
сигнальной системы);
- улучшает обратную связь между восприятием и произношением звуков речи;
- ускоряет нормализацию произношения дошкольников;
- расширяет
поле готовности детей к обучению грамоте за счет раннего овладения навыками
звукового анализа.
Зрительные символы гласных звуков
можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролировать в случаях
затруднений. Достаточно обратить внимание ребенка на положение губ при
артикуляции соответствующего гласного звука.
Зрительные символы согласных звуков
Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее,
поэтому для обозначения каждого из них мы использовали не только зрительный
образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук, но и
определенный, связанный со зрительным, жестовый символ.
Таким образом, при знакомстве с каждым звуком дети получают как бы двойную
опору для восприятия: слуховую и
зрительную, причем такую зрительную,
которая в отличие от буквы легко и быстро запоминается, помогает моментально
воспроизвести звук и, следовательно, значительно облегчает овладение звуковым
анализом.
Варианты игр с символами:
- Игра «Громко-тихо» ,
«Протяжно-отрывисто», «Далеко-близко»
- Игра
«Послушай и выбери символ» или «Звуковой светофор»
- Игра « Узнай звук по беззвучной артикуляции» или «Сломанный телевизор»
- Игра «Поймай шпиона»
- Игра «Подбери символ»
- Упражнение «Назови первый и последний звук в слове»
- Игра «Угадай, кто кричит».
- Игра «Скажи, что ты слышишь?»
- Игра «Скажи, что звучит?» и т.д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий