вторник, 8 декабря 2015 г.

Игрушки, которые мы выбираем


Любимые игрушки ребенка могут многое рассказать о его характере и даже о дальнейшей судьбе. Жизнь взрослого человека во многом определяется тем, какие игрушки он предпочитал в детстве.“Это вам не игрушки!” – говорим мы, желая подчеркнуть серьезность какого-то дела. Так что же такое детская игрушка – только развлечение для маленьких или нечто большее?

Покупая детям игрушки, мы часто руководствуемся нашим собственным вкусом и выбираем то, во что нам самим нравилось играть в детстве или во что мы не доиграли… Мамы умиляются при виде нарядных кукол. Папы азартно исследуют автомобили новейших конструкций.
               Педагоги и психологи утверждают, что “сложные” игрушки (а куклы и машинки, оказывается, и есть “сложные”) нужны ребенку лет с пяти. Вот тогда он полюбит “маленькие копии взрослых вещей” и будет использовать их по назначению. А до пяти лет малыш предпочитает так называемые “многофункциональные” игрушки, или “игрушки-образы”, которые можно наполнять любым содержанием: какие-нибудь кубики, пирамидки, колечки. Приспосабливая эти предметы для игры, ребенок развивает свои творческие способности, воображение, фантазию. А ведь взросление в том и состоит, чтобы уметь творчески приспосабливать окружающий мир к своим потребностям и интересам.


По мере того, как ребенок подрастает, его игры усложняются. Но даже в зрелые годы мироощущение человека в чем-то остается таким же, каким было, когда он делал первые шаги. Многое можно сказать о характере взрослого человека, если знать, какие игрушки он предпочитал в детстве.

Если вспомнить биографии великих людей, нередко оказывается, что детские игрушки определяли выбор профессии. Будущий модельер шил платья для кукол. Будущий изобретатель с малых лет что-то мастерил из подручного материала. Будущий полководец водил в атаку войско оловянных солдатиков.


Вашему ребенку уже исполнилось пять? Присмотритесь к игрушкам, которые он предпочитает. Они могут многое рассказать о характере своего маленького хозяина и даже о его дальнейшей судьбе.


Какие игрушки больше нравятся ребенку: многофункциональные или такие, которые обладают определенной формой и свойствами?


Дети с развитым творческим мышлением охотно используют в игре бытовые предметы и вообще все, что попадается под руку, любят мастерить игрушки собственными руками. Подобранная на улице палка превращается в рыцарский меч или охотничье ружье. Из картонных коробок строится дом. Спичечные коробки, поставленные один на другой, отлично заменяют кукольную мебель. А если к тому же спичечному коробку привязать веревочку – получится автомобиль.


Другие ребятишки предпочитают, чтобы всё было “как настоящее”. Машинка – не просто машинка, а, скажем, джип или “КамАЗ”. Кукла – не просто кукла, а пупс, похожий на младенца, или красавица Барби. Пистолет – со всеми деталями. У таких детей мышление более конкретное, приземленное, привязанное к заданным условиям. Скорее всего, они станут в будущем добросовестными исполнителями. Для них очень важны стабильность окружающей обстановки и четкость поставленных задач.


Как ребенок играет в конструктор: сооружает постройки по приложенной схеме или экспериментирует? Если он предпочитает следовать инструкции, то, скорее всего, вырастет человеком упорным и основательным, не любящим неожиданностей. Если же действует “на свой страх и риск”, не опираясь на инструкции – это залог будущей предприимчивости.


Любит ли ребенок лепить из пластилина? Если да– он, скорее всего, стремится все переделать по-своему, создать что-то новое, свое. Если же нет… хотя вряд ли встречаются дети, совсем равнодушные к лепке. Ведь каждому ребенку хочется почувствовать себя немножко волшебником и попробовать свои силы в чудесных превращениях.


Мяч и другие спортивные игрушки предпочитают деятельные натуры, не склонные к долгим размышлениям: задумано– сделано. Такие дети любят соревноваться. Они всегда участники событий, а не пассивные наблюдатели. Им в жизни особенно необходимы друзья- единомышленники, которые разделят их увлеченность.


Куклы, солдатики, зверюшки и прочие копии живых существ и сказочных героев– это любимые игрушки тех ребятишек, которые настроены на активное эмоциональное общение с окружающим миром. Кукла может быть для девочки дочкой или подружкой, с которой можно посекретничать. Плюшевый мишка становится идеальным другом, который всегда все понимает. Плохо только, если при этом нет реальных друзей. Впрочем, если для ребенка важна эмоциональная сторона отношений, вряд ли он останется одиноким.


Мягкие игрушки– особая статья. Еще задолго до того, как на Земле появился Человек Разумный, детеныш обезьяны искал защиты у своей матери, цепляясь за ее густую шерсть. Человеческие дети унаследовали этот инстинкт от животных предков. Что-то мягкое и пушистое рядом означает тепло, безопасность, защиту. Недаром многие детишки так любят брать с собой в постель любимых мишек, собачек и зайчиков. И даже подростки, утверждая свою взрослость и самостоятельность, нередко продолжают беречь любимые игрушки своего детства. И эти любимые игрушки чаще всего оказываются мягкими и пушистыми.


А вот если ребенок мягкую игрушку буквально из рук не выпускает– это тревожный сигнал. Такому малышу не хватает ласки, он испытывает так называемый тактильный голод от недостатка прикосновений. Так ведут себя дети, которых взрослые не берут на руки, не обнимают, не сажают на колени. Вот и приходится ребенку искать тепла и защиты у …игрушки.


Увлечение игрушечным оружием и военными играми, вопреки мнению многих, вовсе не свидетельствует о формирующейся агрессивности и тем более жестокости. Нравится нам это или нет, но воин – утвержденный веками идеал мужчины. Мальчишкам нужно вдоволь наиграться с “военными” игрушками – тогда они, повзрослев, вряд ли потянутся к настоящему оружию. Но, конечно, во всем нужна мера. Плохо, если ребенок только и делает, что щелкает затвором игрушечного автомата, крича: “Пиф-паф, ты убит!” В таких случаях психологи говорят о внутреннем конфликте. Ребенок неосознанно воспринимает мир как враждебный и стремится ответить встречной “упреждающей” агрессией. Если маленький стрелок целится в сверстников, значит, у него не складываются отношения с ними. Если в родителей – недоволен мамой и папой. И уж совсем печально, если ствол игрушечного автомата или пистолет направляется на все подряд.

Так что не стоит“отваживать” ребенка от одних игрушек и навязывать ему другие. Лучше внимательно присмотреться к его склонностям и интересам: они отражают его подлинную природу. Ведь всем известно, что игра для ребенка – это важнейшая часть жизни. Значит, и детские игрушки – важнейшая часть окружающего материального мира. Играя с ними, ребенок учится действовать и мыслить

Комментариев нет:

Отправить комментарий