Зачем нужен учитель-логопед
|
За
последние годы практикующие логопеды отмечают резкое увеличение
числа детей с речевой патологией. Такие дети должны быть направлены в специальные учреждения, но в настоящее время их число так выросло, что многие вынуждены посещать детские сады, не имеющие в своей структуре специализированных групп. Проблема будет частично (в сложных случаях) решаема, если в штате дошкольного образовательного учреждения есть учитель-логопед, способный оказать посильную своевременную помощь. |
Безусловно, логопедическая помощь оказывается и в
детских городских поликлиниках, и в различных речевых центрах, но далеко не все
родители имеют возможность регулярно посещать эти занятия даже просто по
причине отсутствия времени (учитывая занятость современных родителей). В
результате страдают, как известно, дети. В режиме работы детского сада
учитель-логопед, как правило, проводит коррекционную работу в утренние часы,
когда у ребенка высокий уровень работоспособности. Занятия со специалистом в
зависимости от степени тяжести речевого дефекта проводятся индивидуально 2-3
раза в неделю. На каждого ребенка заводится толстая тетрадь, в которой
отражается проделанная за неделю работа, а на выходные дни родители получают
домашнее задание с инструкцией к выполнению. Это для закрепления навыков,
приобретенных на занятиях. Например, ребенку поставлен правильный звук, но для
его введения в речь необходимы постоянные тренировки с проговариванием речевого
материала, родителям предоставляются варианты заданий, способствующих
автоматизации звука в речи ребенка. Таким образом, совместная работа
учителя-логопеда с родителями дает положительный результат в коррекционной
логопедической работе, сокращает временной период устранения речевого дефекта.
Известно, что детский возраст
наиболее благоприятен для формирования речи в целом и ее фонетической стороны в
частности. Следует помнить, что для ее успешного усвоения школьной программы
необходима хорошая, полноценная, грамотная речь. Поэтому своевременное
выявление дефектов звукопроизношения и их исправления - обязательный раздел
всего комплекса работы по развитию речи.
Формирование произношения тесно связано с развитием фонематического слуха, с одной стороны, и становлением лексико-грамматических категорий - с другой. Поэтому от того, насколько успешно и своевременно будет исправлено звукопроизношение в детском возрасте, в значительной степени зависит усвоение навыков письма и чтения в школьный период.
Если в ДОУ есть логопедический пункт, который нужен для оказания помощи воспитанникам, имеющим нарушения произносительной стороны речи и нарушения в развитии устной речи, то его основные задачи - формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи; коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения; своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития; привитие детям навыков коммуникативного общения; решение задач социального и речевого развития; организация работы педагогов государственного образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования по формированию речевого развития детей.
В логопедический пункт зачисляют детей с 4,5 года, имеющих простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения. Зачисление осуществляется на основе обследования речи дошкольников, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Предельная наполняемость логопедического пункта ДОУ составляет не более 20 человек (на 1 ставку учителя-логопеда). На каждого воспитанника, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту. Выпуск дошкольников из логопедического пункта производится в течение всего учебного года по мере устранения у них нарушений в развитии устной речи. Учителя-логопеды работают 5 дней в неделю. Периодичность занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Индивидуальные занятия проводятся 2-3 раза в неделю продолжительностью 15-20 минут.
Формирование произношения тесно связано с развитием фонематического слуха, с одной стороны, и становлением лексико-грамматических категорий - с другой. Поэтому от того, насколько успешно и своевременно будет исправлено звукопроизношение в детском возрасте, в значительной степени зависит усвоение навыков письма и чтения в школьный период.
Если в ДОУ есть логопедический пункт, который нужен для оказания помощи воспитанникам, имеющим нарушения произносительной стороны речи и нарушения в развитии устной речи, то его основные задачи - формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи; коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения; своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития; привитие детям навыков коммуникативного общения; решение задач социального и речевого развития; организация работы педагогов государственного образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования по формированию речевого развития детей.
В логопедический пункт зачисляют детей с 4,5 года, имеющих простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения. Зачисление осуществляется на основе обследования речи дошкольников, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Предельная наполняемость логопедического пункта ДОУ составляет не более 20 человек (на 1 ставку учителя-логопеда). На каждого воспитанника, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту. Выпуск дошкольников из логопедического пункта производится в течение всего учебного года по мере устранения у них нарушений в развитии устной речи. Учителя-логопеды работают 5 дней в неделю. Периодичность занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Индивидуальные занятия проводятся 2-3 раза в неделю продолжительностью 15-20 минут.
Учитель-логопед при этом
оказывает консультативную помощь педагогам ДОУ, родителям (законным
представителям) детей в определении причин нарушений речи и дает рекомендации
по их преодолению; несет ответственность за организацию и своевременное
выявление детей с первичной речевой патологией и за комплектование групп;
проводит занятия с дошкольниками по исправлению различных нарушений устной речи;
в ходе занятий осуществляет работу по предупреждению и преодолению трудностей в
усвоении программного содержания по родному языку, обусловленных первичным
речевым нарушением; осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам
усвоения общеобразовательных программ;
поддерживает связь с логопедами и врачами детских поликлиник;
участвует в работе методических объединений учителей-логопедов;
представляет заведующей ДОУ ежегодный отчет о количестве воспитанников, имеющих нарушения в развитии устной речи, и результатах коррекционной работы в логопедическом пункте.
Таким образом, работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп, - важная составляющая часть всего образовательного и воспитательного процесса, оказывающего незаменимую помощь как родителям детей с речевой патологией, так и педагогам, работающим с такими детьми.
www.mkdou-27.caduk.ru
поддерживает связь с логопедами и врачами детских поликлиник;
участвует в работе методических объединений учителей-логопедов;
представляет заведующей ДОУ ежегодный отчет о количестве воспитанников, имеющих нарушения в развитии устной речи, и результатах коррекционной работы в логопедическом пункте.
Таким образом, работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп, - важная составляющая часть всего образовательного и воспитательного процесса, оказывающего незаменимую помощь как родителям детей с речевой патологией, так и педагогам, работающим с такими детьми.
Комментариев нет:
Отправить комментарий