понедельник, 15 июня 2020 г.

Как самим придумывать пальчиковые игры


Каждый малыш с рождения индивидуален, обладает собственным темпераментом и характером. Кроме того, каждый по-разному реагирует на явления, предметы, животных. К примеру, то, что вам кажется обычным, может вызвать бурю эмоций у вашего малыша, и наоборот — он остается равнодушным к тому, что вам так нравится.
Это касается и пальчиковых игр. У малыша даже в очень раннем возрасте есть свои представления, как нужно складывать пальчики. И это нужно учитывать. Дети очень любят познавать окружающий мир и начинают они как раз с пальчиков и ручек, учатся управлять ими, чтобы пощупать, потрогать, просто поиграть с ними.
Даже если у вас накопилось достаточно много пальчиковых игр, стоит задуматься, подходят ли они вашему малышу. Ведь предлагаемые вами игры могут просто не понравиться ему. Может быть, стихи ему не понравятся или движения будут непонятными и трудно повторимыми, или просто вам не удастся распалить интерес своего чада.
А может быть стоит попробовать самим придумать пальчиковые игры?
Чтобы придумать интересную и несложную игру, стоит просто подметить, какие непроизвольные движения руками и пальчиками делает ваш малыш наиболее часто. А потом можно приступать к придумыванию пальчиковых игр под конкретные движения вашего ребенка.
Обсудите и представьте, с чем можно ассоциировать каждое движение вашего малыша. Потом задумайтесь над сюжетом, опираясь на те ассоциации, которые уже в наличии. Сочините первое предложение, потом подберите рифму ко второму предложению. Напишите четвертое предложение и подберите рифму к третьему предложению.
Написание стихов — это процесс творческий, поэтому неудивительно, если с первого раза у вас ничего не получится. Не расстраивайтесь! Просто отложите свои наработки в сторону на некоторое время, постарайтесь вообще не думать о том, что сочиняете. Через некоторое время строки, которых не хватает в стихотворении, сами придут в голову.
У таких пальчиковых игр есть свои преимущества:
  • Так как придуманная для своего ребенка игра максимально близка ему, он реагирует на нее тут же.
  • Такую игру точно не забудешь, так как сами же ее и придумывали.
  • Интонации и чувственность при озвучивании персональной игры неповторимы, потому что вы говорите с ребенком не только на одном языке жестов, но и эмоционально становитесь максимально близки ему.
Даже если у вас накопилось достаточно много пальчиковых игр, стоит задуматься, подходят ли они вашему малышу. Ведь предлагаемые вами игры могут просто не понравиться ему. Может быть, стихи ему не понравятся или движения будут непонятными и трудно повторимыми, или просто вам не удастся распалить интерес своего чада.
А может быть стоит попробовать самим придумать пальчиковые игры?
Чтобы придумать интересную и несложную игру, стоит просто подметить, какие непроизвольные движения руками и пальчиками делает ваш малыш наиболее часто. А потом можно приступать к придумыванию пальчиковых игр под конкретные движения вашего ребенка.
Обсудите и представьте, с чем можно ассоциировать каждое движение вашего малыша. Потом задумайтесь над сюжетом, опираясь на те ассоциации, которые уже в наличии. Сочините первое предложение, потом подберите рифму ко второму предложению. Напишите четвертое предложение и подберите рифму к третьему предложению.
Написание стихов — это процесс творческий, поэтому неудивительно, если с первого раза у вас ничего не получится. Не расстраивайтесь! Просто отложите свои наработки в сторону на некоторое время, постарайтесь вообще не думать о том, что сочиняете. Через некоторое время строки, которых не хватает в стихотворении, сами придут в голову.
У таких пальчиковых игр есть свои преимущества:
  • Так как придуманная для своего ребенка игра максимально близка ему, он реагирует на нее тут же.
  • Такую игру точно не забудешь, так как сами же ее и придумывали.
Интонации и чувственность при озвучивании персональной игры неповторимы, потому что вы говорите с ребенком не только на одном языке жестов, но и эмоционально становитесь максимально близки ему.

вторник, 12 мая 2020 г.

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.
Поэтому прислушайтесь к моим рекомендациям:
Делайте артикуляционную гимнастику
Тренируйте силу и длительность выдоха. Можно:
  • Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
  • Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь);
  • Надувать воздушные шарики;
  • Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
  • Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
  • Играть на музыкальных игрушках: дудках, трубах, флейтах, губных гармошках;
  • Дуть на детские флюгера.
Развивайте мелкую и общую моторику:
  • Учите детей шнуровать обувь, завязывать шнурки.
  • Собирайте, перебирайте ягоды, камешки, пуговицы, бусины и т.д.
  • Выкладывайте рисунки из камней, шишек, спичек, крупы);
  • Играйте с глиной, мокрым песком;
  • Играйте с мячами и мячиками (бросайте, ловите, попадайте в цель)
  • Учите детей кататься на самокате, велосипеде, роликах.
  • Рисуйте на асфальте цветными мелками.
В дождливые дни можно:
  • Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
  • Перебирать крупы;
  • Играть с пальчиками
  • Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
  • Складывать простое оригами, делайте аппликации.
  • Вышивать (крупным крестиком);
  • Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
  • Плести из бисера, бусин, резиночек..
  • Лепить из пластилина, пластика, теста.
  • Читать книги
Обогащению словарного запаса ребенка новыми словами будут способствовать:
  • Летние путешествия, новые впечатления от поездок, походов в лес.
  • Экскурсии в музеи, дворцы, парки...
  • Посещение театра, цирка, дельфинария…
Продолжайте вместе с детьми:
  • Читать художественные произведения, сказки, детские журналы;
  • Пересказывайте короткие сказки, рассказы, истории;
  • Придумывайте свои сказки, рассказы, небылицы…
  • Отгадывайте загадки, учите стихи.
  • В вечернее время беседуйте с ребенком о том, что произошло и запомнилось за этот день (это помогает развить память, речь и сплотить вас с ребенком)

Лучше исключить:
  • Просмотр боевиков, «ужастиков», «западных» мультфильмов с насилием и жестокостью.
  • Покупку игрушек, раскрасок, картинок с изображением агрессивных героев и монстров.
Такие фильмы, как правило, не несут в себе никакого обучающего момента. Зато провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения. Дети могут переносить увиденное в свои игры. Вряд ли это сделает вашего ребенка желанным партнером для других детей. Кроме того, у предрасположенных к этому ребят такие фильмы могут спровоцировать заикание или энурез.

Игры на отдыхе
Предлагаю Вашему вниманию игры, которые вы можете использовать, отдыхая с ребёнком на даче, на пляже, в парке или по дороге в транспорте. Всегда можно совместить «приятное с полезным»:

«Что из чего?»
  • Назови как можно больше предметов, сделанных из указанного материала.
Например: Мясо – мясной бульон, мясной фарш, мясная котлета, мясная колбаса…
(Дерево…металл …стекло… бумага… кожа… шоколад…пластмасса…резина …)
«Пятерочка»
  • Подбери по пять слов, раскрывающих каждое обобщение. Называй слова и считай (или шагай, хлопай)
Например: Я знаю молочные продукты – Кефир раз, ряженка два, йогурт три, масло четыре, сметана пять.
(Фрукты, птицы, деревья явления природы, имена девочек и т.д)
«Пять действий»
  • Перечисли действия, которые можно совершать с указанным предметом.
Например: Шоколад – его можно кушать, подарить, купить, растопить, угостить друга, испачкать руки
(Книга…лимон …карандаш …цветок и т.д)
«Кто больше?»
  • Говорим любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?".
Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная
  • Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
"Подбери словечко"
  • В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать:
Свежий - (воздух, огурец, хлеб, ветер);
Старый- (дом, пень, человек, ботинок);
Свежая- (булочка, новость, газета, скатерть);
Старая- (мебель, сказка, книга, бабушка);
Свежее - (молоко, мясо, варенье); и т.д.
«Вот, так магазины!»
  • Перечисли товары, которые могут продаваться в магазинах с указанными названиями.
Например: магазин «Сладкоежка» - пирожные, торт, мороженое, конфеты, шоколад, мармелад, печенье, зефир, халва…
(«Мелодия», «Школьник», «Океан» ,«Шкатулка», «Свет» «Все для дома», «На старт!» ,«Три толстяка» и др.)
«Мир животных»
  • Назови как можно больше животных, у которых есть указанная часть тела
Например: Рога есть у …оленя, лося, коровы, барана, яка…
(Лапы есть у… Копыта есть у …Перья есть у … Чешуя есть у …
Крылья есть у … Клыки есть у … и т.д.)
«Цвет и ответ»
  • Подбери названия трех предметов такого же цвета. Если подберешь пять слов, ты – победитель!
Например: Монета такого же цвета, как мамина цепочка, столовая ложка, вилка, кастрюля.
(Больничный халат такого же цвета, как…и т.д. с помидором, ёлкой, вишней, цыпленком)
«Три части»
  • Назови по три части указанных предметов. Если назовёшь пять частей, ты – победитель!
Например: Я знаю 3 части машины: кабина, руль, сиденье, фары, кузов.
(3 части дома, велосипеда, корабля, стула…)

Проведите максимально больше времени со своим ребенком,
ведь Он так этого ждет!

среда, 8 апреля 2020 г.

«Родителям будущих первоклассников: Готов ли ваш малыш к школе?»


Уважаемые родители! Скоро ваш ребенок идет в школу, а вы не знаете, как проверить готов ли он к школе или нет? Что такое психологическая готовность и на что обратить особое внимание родителю будущего первоклассника?
         Начнем с главного, психологическая готовность к обучению в школе состоит из:
  • интеллектуальной готовности
 (развитие памяти, мелкая моторика, словарный запас, умение анализировать и обобщать, способность к самостоятельному обучению, ориентироваться во времени, пространстве, окружении);

  • коммуникативной или социальной готовности
 (потребность в общении, уметь находить место в коллективе сверстников, подчиняться правилам сверстников или взрослого, или умение руководить, понимать что не все зависит от желаний);

  • эмоционально-волевой готовности
(умение управлять своим поведением и поступками, выполнять правила другого взрослого, способность подчинить «ХОЧУ» и «НАДО»);

  • мотивационно-личностной готовности
(ребенок хочет идти в школу и у него положительное отношение к ней, его никто не пугает «школьными страшилками»);

         Так много показателей и все для одного маленького ребенка, давайте попробуем поговорить об этих «готовностях» простыми словами, что же должен был делать малыш до поступления в первый класс. Все просто - ИГРАТЬ! Сейчас разберемся, в какие игры, чем нужно было заниматься малышу, и для чего все это нужно.

  • Игры и умения, формирующие интеллектуальную готовность:
         Учить стихотворения и пересказывать вслух, получать ответы на все «почемучки»,  вопросы которые рождаются в головах малышей и ищут немедленного ответа: «А почему листья зеленые?», «А почему сейчас зима, а не лето?» и т.д. Фантазировать, придумывать новое. Много говорить и использовать большой запас слов. Уметь самостоятельно анализировать, рассуждать, обобщать предметы, ориентироваться во времени  (утро-обед-вечер-ночь). Знать где располагается вверх-низ-право-лево и т.д.
Вот эти игры должны были сформировать развитие мелкой моторики:
- занятия с пластилином, тестом, "волшебным" песком, глиной ;
- рисование различными инструментами (пальчиками, карандашом, кистью, мелом и т.д.);
- аппликации, работа с ножницами и клеем;
- игры с конструктором, мозаикой, пазлами;
- пальчиковый театр и гимнастика, театр теней;
- штриховка фигур, дорисовывание предметов, разукрашивание картинок.

А шнурки ваш малыш умеете завязывать, а застегивать пуговицы, а самостоятельно переодеться и одеться? Это тоже немаловажные факторы готовности к школе, к новой ответственной жизни будущего школьника.

  • Что формирует коммуникативную или социальную готовность:
         В условиях современного образования, наверное, ведущее – это развитие личности ребенка. Ваш ребенок умеет подчиняться правилам игры в группе сверстников, а может самостоятельно играть и устанавливать правила? А как малыш взаимодействует с другими взрослыми, понимает, что есть правила, общепринятые нормы и ценности, принятые в обществе, которые необходимо выполнять? Ваш малыш умеет сопереживать, быть отзывчивым, готовым прийти на помощь, желает играть с ровесниками, или другими ребятами.  Знает правила безопасного поведения, а что можно делать и чего нельзя делать в быту, обществе и на природе? Ответив на эти вопросы, вы поймете, насколько ваш ребенок ГОТОВ взаимодействовать с внешним миром, или в этом вопросе  ему нужна ПОМОЩЬ взрослых, родителей, педагогов или психолога. У ребенка возникают трудности в контактах со сверстниками, он часто обижается по пустякам, конфликтен, боится оставаться один – не бойтесь обратиться за помощью к детскому психологу.

  • Что формирует эмоционально-волевую готовность:
         Она заключается в том, что ребёнок в состоянии управлять своим поведением и эмоциями, своей памятью, вниманием, мышлением, следить за своей речью, вовремя подключать воображение, действовать по инструкции взрослого, умеет сосредотачиваться, и т.д. В школе придётся слушать учителя не зависимо от того, интересную ли информацию он сейчас излагает, для этого ребёнок должен подключать усилия воли. Также при обучении в школе ребёнку необходимо выполнить домашнее задание, не смотря на то, что сейчас очень хочется погулять. Произвольность в поведении ребенка проявляется в преднамеренном заучивании стихотворения, в способности преодолеть непосредственное желание, отказаться от привлекательного занятия, игры ради выполнения задания взрослого, общественного поручения, оказания помощи маме, а также в способности преодолеть боязнь (войти в темную комнату, в кабинет стоматолога и т.д.), преодолеть боль, не заплакать при обиде, ушибе, способность подчинить «ХОЧУ» и «НАДО».

  • Что формирует мотивационно-личностную готовность (или проще говоря, желание учиться и быть хорошим учащимся):
         Спросите своего ребенка: «А ты хочешь идти в школу?», «А зачем?». И вот в ответе ребенка заложен ведущий мотив, т.е. с каким желанием малыш пойдет, и захочет ли приобретать новые знания, может, ответ «зачем», будет – ИГРАТЬ! И тут вариант только один, действительно играть, во все игры, которые необходимы для развития, для того чтобы перерасти игровой мотив и самостоятельно перейти на новый – учебный. Заставить ребенка ходить в школу, возможно, но привить желание учиться самостоятельно и успешно, процесс не простой, и зависит от мотивации первоклассника.
         Не нужно пугать будущего первоклассника предстоящей учебой и теми трудностями, которые могут сопровождать обучение. Конечно, практически любому родителю хочется, чтобы ребёнок получал пятёрки, но не надо постоянно  говорить   о том, что вы всегда учились на «4» и «5», и вы были таким успешным в школе.

Достаточно тесно связана с психологической стороной готовности к школе  физическая готовность или физиологическая готовность.
         Итак, что такое физиологическая готовность? Это  зрелость организма, которая определяется уровнем развития функциональных систем организма и состоянием его здоровья. Понятно, что часто болеющие дети будут испытывать определенные трудности в обучении. Поэтому здесь первая рекомендация - обратиться к врачу до школы, и контролировать ход лечения хронических заболеваний. Постараться провести все плановые операции, проверить слух, зрение и решить все логопедические проблемы.
         Есть ли какие-то критерии физиологической готовности к школе? Да, это обычно проверяют врачи, их несколько:
  1. Абсолютные размеры тела(приблизительно масса ребенка должна быть не менее 23 кг, но подробно об этом – у вашего педиатра!)
         На приеме у педиатра, спросите, соответствует ли  вес ребенка возрастным нормам. Этот показатель влияет на то, будет ли ребенок уставать, или засыпать на уроках, сложно ли будет выполнять физические упражнения и т.д.
  • Смена молочных зубов (от 2 до 4)
  • Этот вопрос может задать стоматолог.
  • Завершенный полуростовой скачок роста
  •          Известно, что  в 5-7 лет происходит так называемый полуростовой скачок роста, после которого у ребенка изменяются пропорции  тела, появляется истинная работоспособность, которая и обеспечивает работу нервных и энергетических процессов в устойчивом режиме. В результате чего появляются функциональные возможности для длительной работы в ровном темпе (усидчивость!).
             Если первые два пункта проверить легко, то возможно ли проверить и узнать, завершился ли полуростовой скачок роста? Да. Для этого есть простой Филиппинский тест:
    Попросите вашего ребенка поднять правую руку и попытаться дотронуться до левого уха, проведя руку над головой (как бы обнять голову рукой). Рука должна дотронуться до уха. Тест отражает биологический возраст ребенка.
             Да, еще  очень важный показатель физического развития ребенка – это развитие крупной моторики. К нему относится умение бросить мяч, поймать его, прыгнуть, побежать, залезть на шведскую стенку и т.д. Это умение необходимо для уроков физкультуры и подвижных игр.   
    А вот ПАМЯТКА, которая поможет вам, проверить, что ДОЛЖЕН и может ЗНАТЬ и УМЕТЬ ребенок в шесть-семь лет?
    1) Внимание.
    • Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
    • Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
    • Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
    • Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
    2) Математика.
    • Цифры от 0 до 10.
    • Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
    • Арифметические знаки: «+», «-», «=».
    • Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
    • Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за  и т. п.
    3) Память.
    • Запоминание 10-12 картинок.
    • Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
    • Пересказ  текста из 4-5 предложений.
    • Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
    • Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
    • Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
    • Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
    • Складывать пазлы без помощи взрослого.
    • Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.
    5) Мелкая моторика.
    • Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
    • Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
    • Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
    • Выполнять аппликации.
    6) Речь.
    • Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
    • Понимать и объяснять смысл пословиц.
    • Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
    • Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
    • Различать в словах буквы и звуки.
    7) Окружающий мир.
    • Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
    • Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
    Что должен знать и уметь ребенок, который готовится к школе?
    1 . Фамилия, имя свое и родителей;
    2 . Свой возраст (желательно дату рождения);
  • Свой домашний адрес; страну, город, в котором живет, и основные достопримечательности;
  • Времена года (их количество, последовательность, основные приметы каждого времени года; месяцы (их количество и названия), дни недели (их количество, последовательность);
  • Уметь выделять существенные признаки предметов окружающего мира, и на их основе классифицировать предметы по следующим категориям: животные (домашние и дикие), страны (южные и северные); птицы, насекомые, растения (цветы, деревья), овощи, фрукты, ягоды; транспорт (наземный, водный, воздушный); одежду, обувь и головные уборы; посуду, мебель, а также уметь разделить предметы на две основные категории: живое и неживое;
  • Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
  • Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;
  • Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право - лево, верх - низ и т. д.);
  •  Составлять целое из частей (не менее 5-6 частей);
  • Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанное или прочитанное произведение, составлять рассказ по картине; устанавливать последовательность событий;
  •  Запоминать и называть 6-8 предметов, картинок, слов.

  •  Надеемся, что прочитав эту статью, вы ответили на свои  волнующие вопросы,  и ответы будут больше положительными, чем отрицательными.
             Еще положительно влияет на развитие  дошкольника занятия музыкой, хореографией, физические упражнения,посещения кружков и секций по интересам ребенка, студии рисования, лепки, конструирования и все, что интересно малышу.
    Желаем вам и вашим детям успехов!

    вторник, 4 февраля 2020 г.


    Консультация для родителей
    «Правильно ли говорит Ваш ребенок?»
           В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.
          Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей: четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная.
       К двум годам словарный запас ребенка достигает 250 – 300 слов, появляется простая фраза, состоящая из 2-3 слов. В три года в активном словаре ребенка 800 – 1000 слов. Речь становится полноценным средством общения.   В четыре года словарный запас насчитывает 1500 – 1900 слов. Ребенок использует в своей речи все части речи.   К пяти годам активный словарь увеличивается до 2500 – 3000 слов. Удлиняется и усложняется фраза. При нормальном развитии в 5 лет ребенок правильно произносит все звуки родного языка. Владеет грамматическим строем речи.
          В настоящее время наблюдается рост числа детей с нарушениями речи (83%). Чаще всего нарушения касаются свистящих [c, сь, з, зь, ц], шипящих [ш, ж, ч, щ], сонорных звуков [р, рь, л, ль], реже заднеязычные [к, кь, г, гь, х, хь], переднеязычные [т, ть, д, дь].
          Родители могут сами проверить правильность произношения детьми звуков. Для этого нужно дать ребенку простое задание: «Назови предмет на картинке». Картинки подбираются так, чтобы проверяемый звук находился в трех: в начале, в середине и в конце слова.
    Рекомендуемый примерный ряд картинок (слов) :
    • Звук «с» — суп, сова, коса, усы, нос, лес.
    • Звук «сь» — семь, синий, осина, гусь.
    • Звук «з» — зубы, зонт, коза, язык.
    • Звук «зь» — зима, вези, магазин, газета.
    • Звук «ц» — цапля, цепь, лицо, молодец.
    • Звук «ш» — шина, шуба, мышата, камыш.
    • Звук «ж» — жаба, жук, одежда, ножи.
    • Звук «щ» — щука, щавель, ящик, вещь, лещ.
    • Звук «ч» — чайник, ночка, мяч, дочь, ночь.
    • Звук «л» — лук, лак, пила, молоко, пол, дятел.
    • Звук «ль» — липа, лев, малина, пыль.
    • Звук «р» — рак, корова, пар, комар.
    • Звук «рь» — река, рёв, орехи, дверь, фонарь.
    Нужно иметь в виду, что звонкие парные согласные звуки в конце слова, а также перед глухим согласным оглушается (то есть [ж], например, будет звучать, как [ш]; словно нож – как нош, словно ножка - как ношка и т. п.) .
    Результаты проверки желательно записать. Например, “р” и “рь” отсутствуют; “л” заменяет на “в”: говорит “вак” вместо “лак”; “ль” отсутствует; “с”, “сь”, “з”, “зь” говорит чисто; “ш”, “ж”, “ч”, “щ” заменяет на мягкие свистящие: “шуба” — “сюба”, “жук” — “зюк”, “чай” — “тяй”, “щенок” — “сенок”.
    Бывает так, что в речи ребенок звук не произносит или произносит дефектно, а изолированно звук правильный. Для проверки наличия в речи изолированных звуков можно использовать звукоподражания. Попросить ребенка повторить:
    Ввв – воет ветер, вьюга
    Ммм – мычит корова
    Ннн – ноет Нонна
    Ффф – выходит воздух из шара
    Ссс – насос свистит
    Сссь – бежит вода
    Ззз – звенит большой комар
    Зззь – звенит маленький комарик
    Шшш – шипит змея
    Жжж – жужжит жук
    Щщщ – шум щетки Ччч – стрекочет кузнечик
    Ллл – гудит большой самолет
    Ллль – гудит маленький самолетик
    Ппп – пыхтит паровоз
    Ббб – бренчит крышка на чайнике
    Ддд – строчит пулемет
    Ттт – стучит молоток
    Ккк – капает дождь
    Ггг – гогочет гусь
    Ххх – греем руки
    Ттть – тикают часы
    Если вы выяснили, что изолированно ребенок звук произносит правильно, то можно отрабатывать (автоматизировать) звук самостоятельно после консультации с логопедом.