вторник, 12 ноября 2019 г.

Рекомендации родителям по РАЗВИТИЮ
ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ:
«Ум ребенка находится на кончиках пальцев»
В.А. Сухомлинский. 

Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе – недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия руками. Дети не умеют рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, а иногда даже просто держать в руках карандаш.

Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные навыки включают в себя:

1.    Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);

2.    Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);

3.    Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);

4.    Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов);

Процесс формирования графомоторных навыков письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека. Успешное формирование графомоторных навыков зависит от следующих факторов:
- зрительного восприятия;
- произвольной графической активности;
- зрительно-моторной координации.

Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении четырех этапов:
Первый этап - развитие крупной и мелкой моторики. Развитие мелкой моторики пальцев рук является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и стимулирующим речевое развитие ребенка.

Для развития мелкой моторики необходимо:
· выполнять пальчиковую гимнастику, а также массаж (самомассаж);
· лепить из пластилина или глины;
· вырезать из бумаги;
· нанизывать бусины, пуговицы и т.д.;
· застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, змейки;
· собирать мозаики и конструкторы;
· раскрашивать картинки, шнуровки
· копировать рисунки на прозрачную бумагу и т.д.

Второй этап направлен на формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений.

Этот этап предусматривает:
· ориентировку в собственном теле;
· ориентировку в окружающем пространстве;
· уточнение пространственного расположения фигур и букв.

Третий этап - направлен на развитие графомоторных навыков.

· Развитие зрительного гнозиса: контурные изображения предметов; перечеркнутые контурные изображения; контурные изображения, наложенные друг на друга и др.
· Уточнение представлений о форме, цвете, величине.
· Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

И, четвертый этап по развитию графомоторных навыков - изобразительно-графические способности:

· Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.
· Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них.
· Наклонные прямые линии и комбинации из них.
· Рисование орнаментов
· Дуги, волнистые линии, круги, овалы.
· Рисование по клеткам предметов.
· Овладение графической символизацией
· Работа по формированию графического образа букв (графемы).

В процессе работы в тетради, на листе бумаги у детей укрепляется мелкая мускулатура пальцев рук, совершенствуется зрительно - двигательная координация и ориентировка, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу. Графомоторные навыки, являются существенным критерием для определения готовности ребёнка к школе. Его сформированность позволяет ребёнку должным образом овладеть письмом.


вторник, 8 октября 2019 г.

Необходимость выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастики. Правила выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастики

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения детей в начальной школе. Вместе с тем, работа по развитию речи – это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей. В системе занятий реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:
  • развитие сенсорных и моторных функций;
  • формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
  • развитие мимической мускулатуры;
  • развитие интеллектуальных функций;
  • развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
  • формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности.
Одним из этапов логопедического занятия является работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, которая проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная (логопедическая) гимнастика – является основой речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза. Она включает упражнения для тренировки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков.
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата.
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики
  1. Проводить ежедневно 3-4 раза в день по 3-5 минут, не более 3 упражнений за один раз.
  2. Каждое упражнение выполнять 5-10 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд.
  4. При отборе материала надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально в игровой форме, например, «Сказка о Веселом Язычке».
  5. Если ребенок выполняет упражнения не достаточно хорошо, то переходить к новому упражнению нецелесообразно.
  6. Проводить артикуляционную гимнастику нужно сидя, т.к. тело в этот момент расслаблено. Важно, чтобы логопед и ребенок сидели перед зеркалом, чтобы ребенок мог самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
  7. Начинать артикуляционную гимнастику лучше с упражнений для губ.
Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны.
Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.
Многие авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяется такой метод как биоэнергопластика – это взаимодействие руки и языка.
По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это делает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.
Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, т.к. дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения , при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением (из буддийской гимнастики), способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении и проветрить его.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного обеда, желательно – натощак или через час после еды.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнения не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Комплекс дыхательных упражнений
1. СНЕГ.
Ребенку предлагается подуть на вату, мелко нарезанные бумажки, пушинки и тем самым превратить комнату в заснеженный лес. Щеки не надувать.
2. КОРАБЛИКИ
Подуть на бумажные кораблики, опущенные в таз с водой. Можно устроить соревнования. Чей кораблик быстрее доберется до пристани.
3. ФУТБОЛ
Сделать из конструктора ворота и загонять в них шарик от пинг-понга.
4. ПУЗЫРЬКИ
Дуть через трубочки от коктейля сначала в наполненный до краев стакан, а потом в стакан, наполненный наполовину.
5. МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ.
6. ДУДОЧКА
Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух так, чтобы пузырек засвистел.
7. ГУБНАЯ ГАРМОШКА.
8. ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН.
Можно использовать ароматические саше. Глубокий вдох через нос, выдох медленно через рот.
9. СВЕЧА.
Зажигаем свечи желательно разного цвета. Просим ребенка поочередно медленно подуть сначала на синюю свечу, затем на желтую и т.д.
10. КОСАРИ.
Упражнение выполняется маршируя. Вдох «ОТВОДИМ КОСУ» в сторону, выдох – «ВЗМАХ КОСОЙ».
В подготовительный период, развивая фонематический слух и артикуляционную моторику, учим детей вслушиваться в слова и звуки. Приступая к занятиям, уточняем произношение гласных звуков, затем более легких в произношении согласных звуков, далее свистящих, сонорных и йотированных согласных.
При изучении гласных звуков целесообразно длительно произносить на одном выдохе гласные звуки сначала тихим, затем громким голосом;
Произносить на одном выдохе сочетаний из 2,затем 3 гласных звуков:
АУ, УА, АО, ОА, АИ, ИА, УИ, ИУ …
АУИ, АИУ, УАИ, УИА, АОИ, АИО, ОАИ, ОИА …
Произносить на одном выдохе одинаковые слоги:
ФА-ФА, ХА-ХА, ВА-ВА …
ФА-ФА-ФА, ХА-ХА-ХА …
ФА-ФА---ФА-ФА-ФА, ХА-ХА---ХА-ХА-ХА
Произносить на одном выдохе слоги с разными гласными:
ХА-ХО-ХИ ФА-ФО-ФУ-ФЫ
ХО-ХИ-ХА ФО-ФУ-ФЫ-ФА
ХИ-ХА-ХО ФУ-ФЫ-ФА-ФО
В дальнейшем проводятся упражнения для автоматизации звуков в речи ребенка на материале чистоговорок, стихов, скороговорок.

воскресенье, 14 апреля 2019 г.


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Словесные игры по развитию речи дошкольников
«Играем - речь развиваем!».
“Речь- удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы воспользоваться им”. (Г.Гегель)
         Уважаемые родители!
Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.
Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Достичь этой цели нелегко и нас беспокоит, что растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств, дети с однообразной, со слабо развитой связной речью.
Учитывая большую загруженность родителей работой, ежедневными домашними делами и накопленную к концу дня усталость предлагаю Вам познакомиться с играми, игровыми упражнениями на развитие речевых навыков вашего ребенка. Играть в них можно, занимаясь повседневными делами, в свободное время, по дороге домой и в детский сад
Игры на развитие грамматического строя речи.
«Приготовим сок»

«Из яблок сок….(яблочный);
из груш сок…(грушевый);
из слив сок…(сливовый);
из вишни….(вишневый);
из моркови, лимона, апельсина и т.д. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? А лимонный сок из чего? Сливовый сок из чего? И т.д.
Аналогично можно поиграть в игру «Приготовим варенье».

«Волшебные очки»  
                       
Играем, когда идем в детский сад или домой.
«Представьте ,что у нас есть волшебные очки».Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Я надел (а) зеленые очки и вижу зеленый забор, зеленое дерево, зеленый дом и т.д.»
«Я заметил»
«Давай проверим, кто из нас внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик.Он синий. Я заметил кошку. Она пушистая».Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
«Упрямые слова»
Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые слова», которые никогда не изменяются (кофе, какао, кино, радио, пианино, метро). Проговариваем вместе с детьми: «На вешалке висит пальто. У меня нет пальто. Сегодня холодно, и все надели пальто». Следите, чтобы ребенок не изменял слова в предложениях-ответах.
«Один - много»
«Один дом, а много чего? (ребенок отвечает: «домов»).
Один стол-… ,один стул-…,одно окно-…,одна звезда-…, одно ухо-…   
Игры на обогащение словаря.
«Давай искать на кухне слова»
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?
«Угощаю»
«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему. И так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова.
«Большой-маленький»
«Я буду называть предмет, а ты будешь называть его ласково»:
Стол-….(столик), сумка-…(сумочка), ведро-…(ведерочко), забор-…(заборчик), носок-…(носочек), окно-…(окошечко), палец-… (пальчик), кресло-….(креслице) и т.д.
«Скажи наоборот» (можно с мячом).
Большой - ….маленький,                           Толстый - …тонкий (худой),                                   Кислый –… сладкий,                                            Высокий – …низкий,                                               Тепло – …холодно,                                                Весело – …грустно,                                                Прилетел -…улетел,                                                                           Сел -…встал и т. д.
«Обзывалки»
Совместно с ребенком выбираете тему игры, например, фрукты. И поочередно «обзываете» друг друга фруктами! (Ты – яблоко, а  ты – ананас! А ты – банан! И т. п.)
«Скороговорки»
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Ткёт ткач ткани на платки Тане.
  • Осип охрип, Архип осип.
  • На дворе трава, на траве дрова, не  
            руби дрова на траве двора.