вторник, 7 февраля 2017 г.



Автоматизация, дифференциация звуков


Автоматизация звука   
Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи 
   Фразовая речь – это речь, состоящая из нескольких предложений, посвященных     
       одной теме или ситуации.
     Необходимым условием быстрейшей автоматизации звука является постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги,  в слова, в предложения, в самостоятельную речь ребенка. А также: систематическое  повышение темпа речевых упражнений. От неторопливого, утрированного (длительного) произнесения слогов ребенок должен постепенно переходить к более быстрому ускоренному 
произнесению предложений и , наконец, скороговорок. Только в таком случае осуществляется быстрое и прочное закрепление правильного произношения поставленного звука.
     Автоматизация звука - это этап совместной работы учителя-логопеда и родителей.


Рекомендуемая литература по автоматизации звуков
Автоматизация  ....звуков ..... у детей.
Коноваленко С.В., Коноваленко В.В. 










Домашняя тетрадь для закрепления произношения ...... звуков. Коноваленко С.В., Коноваленко В.В.
Учимся правильно произносить звуки ...... .
Османова Г.А.,Позднякова Л.А.






































Логопедические игры.
Баскакина И.В., Лынская М.И.    


Автоматизация звука  ....... в игровых упражнениях.
Комарова Л.А.
Логопедическая тетрадь на звуки  ...... .
ИП Бурдина С.В.
Дифференциация звуков

Цель данного этапа - научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в самостоятельной речи.

Последовательность работы на этапе дифференциации:
  • дифференциация изолированных звуков;
  • дифференциация звуков в слогах;
  • дифференциация звуков в словах;
  • дифференциация звуков в предложениях;
  • дифференциация звуков в связной речи.

Речевой материал на дифференциацию звуков


Логопедические тетради 


         
Желаем успехов! 

понедельник, 9 января 2017 г.

Родителям будущих первоклассников


Как готовить ребенка к школе?

Что такое школьная зрелость (или, как еще говорят, психологическая готовность к школе)? 
Любой ли ребенок может пойти в школу и легко и успешно в ней учиться?
Очевидно, что это не так. Часто считается, что по достижении 7-летнего (а теперь даже 6-летнего) возраста этот вопрос решится сам собой, и родители бывают очень разочарованы, когда на предварительном собеседовании слышат, что их ребенок не подготовлен к школе. Что значит “не подготовлен”? — удивляются они. А разве не в школе их и должны учить читать, писать и вообще — заниматься общим развитием? Это не совсем верно. Дело в том, что путь развития каждого ребенка очень индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить сразу целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с совершенно разным багажом опыта — знаниями, умениями, навыками, привычками. Каждый возраст приносит что-то новое в психологический облик ребенка. Основные новообразования дошкольного детства — умение играть в ролевые, сюжетные и, что самое важное для школы — в игры с правилами. Вы думаете, что подготовка ребенка в школу — это покупка ему школьно-письменных принадлежностей, ранца, нового костюмчика или платья? В какой-то степени —да. Но это завершающая стадия создания для ребенка праздника 1 сентября. Настоящая же, истинная подготовка человечка в школу должна начинаться задолго до этого, запоминающегося на всю жизнь дня, примерно за один-два года, когда малышу исполнилось лишь пять, а то и четыре года. И от того, как вы подготовите свою дочку или сынишку к учебе в школе в  дошкольном возрасте, зависит его успеваемость не только в начальной, но и в средней школе.
    Какие трудности поджидают ребенка в начале первого класса, что выявляется в начале первого и начале второго класса у неподготовленных детей?
1 ) пропуски букв, и даже слогов в словах из пяти-шести букв (“коша” — кошка; “депо” — дерево; “цыпенок” — цыпленок);
2) перестановки букв (вместо все — “све”; он — “но”);
3) замены букв: “солныско” —солнышко; “клю-чок” — крючок; “самок” — замок; “пабушка” — бабушка; “кот-ка” — кошка; “тетушка” — дедушка; “майчик” — мальчик и т. д.
4)дети не чувствуют границ слов и могут написать два-три слова слитно, при этом чаще всего слитно пишется предлог с существительным,
5) неустойчивый почерк.
      Чем это объясняется и как предупредить родителям трудности овладения ребенком первыми элементами его грамотности?
     Корни трудностей овладения ребенком структурой слова и фразы лежат в том, что ребенок до 5-6 лет слышит слово как единый звуковой комплекс, которым он овладел  при восприятии ситуативной, бытовой речи, трудности овладения ребенком звуковой структурой слова объясняются и тем, что многие дети к пяти-шести годам еще не овладели верным произнесением всех звуков родного языка, плохо развита мелкая моторика рук.
          Как же готовить ребенка к обучению в школе?
    1. Прежде всего - не переучивать детей-левшей с левой руки на правую, не травмировать ребенка. Прежде чем учить ребенка писать печатные буквы, желательно, чтобы он, подражая родителям, научился схематично рисовать солнышко, домик, человечка, елку, дерево, траву, машину с колесами и умел их распределить на листе бумаги. Затем необходимо научить ребенка ЗАШТРИХОВЫВАТЬ цветными карандашами простейшие орнаменты, состоящие из серии квадратиков и цепочки треугольников, а затем и кружочков, а также книжки-раскраски.
Ребенок учится владеть разным направлением грифеля карандаша. Орнаменты должны быть крупными, не менее двух-трех сантиметров в высоту и шести-семи — в длину Первоначально “штрихи” ребенка будут выходить за границы квадрата, треугольника или круга, и ему надо показать, что начинать “работу” надо не от центра фигуры, а от боковых линий к центру; постепенно расширяя или сужая размах карандаша. Воспитание аккуратности в штриховке приведет к свободному владению карандашом и облегчит в будущем овладение написанием прописных букв.
2. Важно, чтобы родители следили за чистотой и четкостью своего произношения, не сюсюкали, произнося вместо шипящих звуков и “Р” — свистящие и “Л”, вместо твердых согласных — мягкие, например, часто слышишь: “Ах, ты мой хо-лёсенький” (вместо хорошенький), “дай мне лючку, дай мне нёшку” (дай мне ручку, дай мне ножку), “ты мой масенький” (маленький) и т д. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо учился в школе, он должен с первых дней жизни слышать четкую, красивую речь.  
3. Огромную роль в подготовке ребенка к школе играют детские настольные игры, начиная с лото по классификации различных предметов обихода, животных, транспорта, вплоть до более сложных игр, тоже типа лото, по сказкам А. С. Пушкина. Надо иметь в доме различные варианты лото для детей всех возрастов.
Во время этих игр повышается активность ребенка, голос его становится уверенным, он учится подчиняться дисциплине, плану игры.
В конце четвертого года жизни ребенка (а иногда и раньше) надо учить ребенка выступать “перед ближайшей публикой”: сначала перед папой, бабушкой, затем петь песенки вместе со всей семьей или отдельно, читать на импровизированной сцене стихи, постепенно усложняя их набор. Это позволит предупредить, особенно у девочек, страх ответа на вопрос учительницы сначала с места, за партой, позже — перед доской на виду всего класса.
4. Направленная подготовка к школе уже хорошо говорящего ребенка начинается в четыре с половиной - пять лет В этом возрасте вы можете помочь ему начать слышать отдельные звуки. Как правило, легче всего ребенок начинает выделять в речи гласные звуки А, О, У, которые произносятся всеми детьми правильно, и легко напеваемы в различных мелодиях. С четкого напевания песенок на изолированно произносимых звуках, с переходом от А к У, от У к И, от И к У и в любом ином порядке, хорошо бы перейти к закре¬плению путем записи этих звуков (букв) в тетради. Четкое попеременное артикулирование гласных А, У, И, О является и хорошей артикуляционной гимнастикой для мышц губ; ребенок впервые почувствует, осознает упругие движения своих губ. Затем можно перейти к утрированному (напряженному) произнесению таких хорошо произносимых всеми детьми звуков, как М-П-Б, Н-Д-Т.  Первая группа звуков закрепляет силу мышц губ, вторая — мышц кончика языка. Затем переходите к прослушиванию ребенком свистящих и шипящих звуков.
Все это надо делать эпизодически, во время игры, так чтобы ребенок охотно повторял за вами эти звуки, во-вторых, чтобы он находил в тетради соответствующие им буквы, написанные цветными карандашами.
Желательно укрепить мышцы губ и языка такими видами упражнений, как кучерское “тпру”, для вибрации губ, или цоканье языком, подражая цокоту лошадки, для укрепления мышц языка.
Если у ребенка четырех-пяти лет наблюдается плохое произношение многих звуков (Л, Р, шипящих, свистящих, а иногда и звонких согласных), то надо обратиться к логопеду для исправления произношения, так как дефекты произношения могут сказаться на успеваемости ребенка. В одних случаях преодоление дефектов речи длится около двух месяцев, в других логопеду приходится упорно преодолевать речевые трудности ребенка в течение года, с обязательной неукоснительной помощью со стороны родителей, выполняющих “домашние задания” логопеда. Звуки речи нуждаются в длительной автоматизации.
В этом же возрасте (около пяти лет) можно проводить с ребенком веселую речевую игру на вычленение из фразы того или иного слова с вопросами: Муха летает? Птичка летает? Дом летает? Рыба плавает? Пароход плавает? Самолет плавает? А затем с перечислением тех предметов, которые плавают, летают, относятся к группе слов, обозначающих мебель, посуду одежду и т д.
5. В это же время — от пяти до пяти с половиной лет — ребенка пора научить делить слово на слоги при помощи хлопков в ладоши, ребенок от вас узнает, что такое “звук”, “слог”, “слово”, “гласный звук”, “согласный звук”, “твердый звук”, “мягкий звук” и т. д.
6. В это же время родители могут по-новому подойти к рассматриванию ребенком картинок, когда он начинает вслушиваться в вопрос и улавливать, осмысливать окончания существительных и глаголов: “девочка поет, брат и сестра поют” и определять, сколько слов в фразах “девочка поет” и “девочка и мальчик поют”.
Ребенок уже вслушивается в вопросы: Кто? Что делает? и затем идет осознание вопросов: Где? Куда? Кого? Что? (Мальчик играет в мяч. Девочка одевает куклу. Мальчик идет в магазин. Мяч упал на стол (под стол, в окно и т. д.)). Так ребенок к шести годам начинает слышать предлоги и обозначать их буквами при складывании легких фраз.
7. Особой подготовки к школе заслуживает умение ребенком пересказать сказку или рассказ, рассказать содержание мультфильма с обязательным умением употреблять ИМЕНА героев сказки или фильма. Причем желательно, чтобы ребенок не размахивал при этом руками, а вместе с вами отвечал на поставленные вами вопросы. Очень часто школьники средних классов пользуются лишь местоимениями и междометиями, и все их пересказы фильмов звучат одинаково: “Как он ему раз! А тот ему! Во как все было!”. У этих детей не воспитана культура речи, очень бедный словарный запас.
8. В пять-шесть лет ребенку можно объяснить не только уже хорошо знакомое слово “круглый”, но научить определять такие геометрические фигуры, как треугольник, квадрат, круг; крест и знак равенства, как две одинаковые, равные друг другу черточки, показать как пишутся цифры в пределах десяти, обучить его самым элементарным словам “отнять”, “прибавить”, “сложить”, “получится”, научить решать легкие задачи на сложение и вычитание на доступных ему предметах (фруктах, кубиках, карандашах и т.д.)
9. Ориентироваться в часах пятилетнему ребенку еще трудно, но он уже может знать, как пишутся те или иные цифры и следить за стрелками часов.
Кроме часов, хорошо, если ваш ребенок будет знать названия нескольких городов и даже стран, “находить” их на глобусе или карте.
10. Приучайте ребенка к порядку во всем: все игрушки он должен убирать вместе с вами, а затем, позже, сам. Для тетрадей, бумаги для рисования, карандашей, фломастеров должны быть папки или уважаемый старый папин (дедушкин) портфель

вторник, 8 ноября 2016 г.

Дифференциация звуков [С] - [Ш]. Картотека заданий



  1. Дифференциация звуков [с - ш] в изолированном звучании
              Упражнения: «Насос – ветер»,
              «Холодная – горячая водичка»: 
              С – Ш, С – Ш, С – Ш…



  1. Дифференциация звуков [с - ш] в прямых слогах
СА – ША                ША – СА
СО – ШО                ШО – СО
СУ – ШУ                ШУ – СУ
СЫ – ШИ               ШИ – СЫ

  1. Дифференциация звуков [с - ш] в обратных слогах
АС – АШ                      ЕС – ЕШ
ОС – ОШ                      ЁС – ЁШ
УС – УШ                      ЮС – ЮШ
ИС – ИШ                      ЯС – ЯШ

  1. Дифференциация звуков [с - ш] в интервокальных слогах
АСА – АША         ОСА – ОША       УСА – УША        ЫСА – ЫША
АСО – АШО         ОСО – ОШО       УСО – УШО       ЫСО – ЫШО
АСУ – АШУ         ОСУ – ОШУ       УСУ – УШУ        ЫСУ – ЫШУ
АСЫ – АШИ        ОСЫ – ОШИ       УСЫ – УШИ       ЫСЫ – ЫШИ

  1. Дифференциация звуков [с - ш] в закрытых слогах 
САШ – ШАС               СОШ – ШОС 
СУШ – ШУС               СЫШ – ШИС

  1. Дифференциация звуков [с - ш] в прямых слогах со стечением согласных
СНА – ШНА       СМА – ШМА          СВА – ШВА       СКА – ШКА
СНО – ШНО      СМО – ШМО          СВО – ШВО       СКО – ШКО
СНУ – ШНУ       СМУ – ШМУ          СВУ – ШВУ       СКУ – ШКУ
СНЫ – ШНЫ     СМЫ – ШМЫ         СВЫ – ШВЫ     СКЫ – ШКЫ

  1. Дифференциация звуков [с - ш] в обратных  слогах со стечением согласных
АСТ – АШТ            АСК – АШК      
УСТ – УШТ            УСК – УШК       
ИСТ – ИШТ            ИСК – ИШК       
ЁСТ – ЁШТ             ЁСК – ЁШК        
     ОСТ – ОШТ            ОСК – ОШК
     ЕСТ – ЕШТ             ЕСК – ЕШК
     ЮСТ – ЮШТ         ЮСК – ЮШК
     ЫСТ – ЫШТ           ЫСК – ЫШК   

  1. Дифференциация звуков [с - ш] в словах, где звуки С – Ш в начале слова
Сутки – шутки          суметь – шуметь          стуки – штуки
Стык – штык             сытый – шитый            сайка – шайка
Суд – шут                  сов – шов                      спит – шипит
Споры – шпоры        стиль – штиль               соли – шали
       
  1. Дифференциация звуков [с - ш] в словах, где звуки С – Ш в середине  слова
Усы – уши              маска – Машка             ириска – Иришка    
Усат – ушат           масса – Маша                басенка – башенка
Пасу – пашу          пески – пешки               носить – нашить
миска – мишка      каска – кашка                просить – прошить
басня – башня       киски – кишки               миска – мишка
посол – пошёл       пасли – пошли              просо – Проша

  1. Дифференциация звуков [с - ш] в словах, где звуки С – Ш в конце слова
Нас – наш              брось – брошь
Вас – ваш              плюс – плюш
Кис – кыш             мыс – мышь

  1. Дифференциация звуков [с - ш] в словах, где звуки С – Ш в одном слове
Са-ша, су-шу, су-ша, со-шёл, су-шить,  ше-лест, шос-се, суш-ка, сош-ка, Саш-ка, ско-шу, сти-шок, шес-ток, спе-шить, смеш-ная, спеш-ка, сплош-ной, шанс, шест, сшить, су-шё-ный, Са-шень-ка, сы-ниш-ка, ду-шис-тый, пу-шис-тый, ма-ши-нист, шах-ма-тист, пас-туш-ка, пас-ту-шок, пус-тыш-ка, ста-руш-ка, вес-нуш-ки, сол-ныш-ко, пос-луш-ный, рас-пу-шил, шест-ви-е, рас-шу-мел-ся, пу-те-шест-ви-е.

  1. Дифференциация звуков [с - ш] в словосочетаниях
Сосновая шишка, сонная кошка, Сонина шуба, высокий шест, Яшины сани, душистый куст, пышное тесто, душистое сено, шёлковая косынка;

Пушистая кошка, высокая башня, сухие штанишки, пастушья сумка, бабушкин сундук, мышиный писк, квашеная капуста, косолапый мишка, острый шип;

Смешная шутка, шахматная доска, сытый мишка, вишнёвый сок, смешная маска, пустой мешок, сухой капюшон, школьная доска, смешные потешки.

  1. Дифференциация звуков [с - ш] в предложениях из 3 слов
Саша ест сушки. У Маши - санки. На сосне - шишки. Наш дедушка -  машинист. Наташа ест суп. Гусак вытягивает шею. Наш насос шумит. Миша моет стакан.

  1. Дифференциация звуков [с - ш] в предложениях из 4 слов
У Наташи - сын Саша. Саша спешит к бабушке. Посуда стоит в шкафу. Дедушка пьёт ананасовый сок. В саду кукует кукушка. Дедушка спит на софе. Миски стоят в шкафу. Соня сушит пуховые подушки. Даша шьёт сатиновый поясок. Соня пишет без ошибок.  Собака Каштанка ест мясо. Мишка ест из миски.

У кошки - пушистая шубка. Наташа шьёт косынку Даше. Соня кушает мясной суп. На высокой сосне - шишки. Сын отнёс кокос бабушке. У Даши  - высокий фикус. На окошке стоит кактус. Автобус едет в лес. Пастушок Саня пас стадо. У стены стоит шкаф. Саша спешит на выставку. Посуду поставят в шкаф.

  1. Дифференциация звуков [с - ш] в предложениях из 5 слов
Саша катает Соню на санках. Саша ест кашу из миски. Под сосной дети ищут шишки. В нашем саду спеют вишни. Пушистая кошка спит на окошке. У нашего окошка - высокая сосна. Миша готовит кошке мясной суп. Хвост у нашего котёнка - пушистый.

Стас насыпает пшено в мешок. У высокой сосны - пушистые ветви. Гоша даёт Соне сухой поднос. Даша стоит  под высоким мостом. У нашей кошки -  пушистый хвост. Кошка ест большую вкусную сосиску. Петушок сидит высоко на шесте. Саша спешит к автобусной остановке.

  1. Дифференциация звуков [с - ш] в предложениях из 6 слов
Смешные шутки - у Сони и Мишутки. Соня и Саша едут в путешествие. В Сашиной комнате стоит дубовый шкаф. На автобусной остановке стоит Пашин дедушка. Стакан, ковшик и миска – это посуда. Миша сшиб шапкой шишку с сосны. Бабушкина  шуба весной висит в шкафу. Косолапый мишка спал под высокой сосной. Соня и Саша играют в шашки. На сонного мишку упала сосновая шишка.

  1. Дифференциация звуков [с - ш] в предложениях из 7 слов
У высокой сосны стоят Маша и Даша.
Саша с дедушкой посадили шесть кустов шиповника.

  1. Дифференциация звуков [с - ш] в чистоговорках
Ша – са – ша  наша Маша хороша
Са – ша – са  укусила нос оса
Ши – сы – ши  наши ушки хороши
Сы – ши – сы  у осы усы, усы
Иш – ис – ыш  беги сюда мылыш
Аш – ос – аш  у нас большой шалаш
Аш – ос – иш  вокруг такая тишь!
Ос – ош – ос  над кустами много ос
Ош – ош – ос  и над вишней много ос

  1. Дифференциация звуков [с - ш] во фразах
      Надоедливые мошки не дают уснуть Алёшке.
     На лесной опушке стоит сосновая избушка.

  1. Дифференциация звуков [с - ш] в пословицах и поговорках
 Не поднимай нос – споткнёшься.
Спишь, спишь, а отдохнуть не можешь.
Кошка спит, а мышку слышит.
Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда!
Что испёк, то и кушай.

Как постелешь, так и поспишь.
Поспешишь – людей насмешишь.
Не спеши языком, поспеши делом.
Песней поле не вспашешь.
Сонная кошка мышей не ловит.

  1. Дифференциация звуков [с - ш] в стихах
***
Пушистый ушастик,
Ушастый пушок
По опушке скок-поскок.

***
Любит сушки наша Даша,
Сушки – это  вам не каша.

  ***
Шила шубку – сшила юбку.
Шила шапку – сшила тапку.

 ***
Спит на окошке
Пушистая кошка

***
Едят пшено мышки,
Мышки на опушке,
Пшено едят –
Усами шевелят.

***
Шишки скользкие шуршали.
Шумно шлёпались с сосны.
Слоем снега, словно шалью,
Скроет шишки до весны.

***
Ах, какую кашу
Нам готовит Маша!
Нет вкуснее каши,
 Чем у нашей Маши!

***
Стеша спешила,
Рубашку шила.
Да поспешила –
Рукав не дошила!

***
Саша сегодня в гости спешит,
Снова он шутками всех насмешит.

***
Соня и Саня весело смеялись:
Шесть пушистых кошек
Мышонка испугались!

***
Семь пушистых котят
Есть суп сегодня не хотят,
А наша Наташа даёт им кашу,
Вот смешная Наташа!

***
Мимо леса, вдоль опушки,
Мимо вспаханных полей
Шли ленивые лягушки
В гости к бабушке своей.

***
Саша с Машей, не спеша,
Шьют сапожки кошке,
Но не будет кошка
Носить эти сапожки!

***
Черепаха всех смешит,
Потому что не спешит.
Но куда спешить тому,
Кто всегда в своём дому?

    ***
Мчатся бешено машины –
По шоссе шуршат их шины.
И в несущейся лавине
Слышен шёпот: «Шу – шу – шу».
Это шина шепчет шине:
«Я спешу, спешу, спешу!»

  1. Дифференциация звуков [с - ш] в текстах
СУШКИ С ВЕСНУШКАМИ
Саша с Машей едят сушки. Не до­вольна Саша:
     У меня смешные сушки! На них веснушки, я не буду их есть. Это надо  суметь в сушки засунуть веснушки!
     Не шуми, Саша, это не веснуш­ки, а мак. Смешивают тесто с маком и пекут. Поешь, они вкусные!
     Ясно!  Дай-ка мне ту, где весну­шек побольше!

НАША  КОШКА
У нас необыкновенная кошка! Зовут её Анфиска. Одета кошка в пушистую шубку. На шее шифоновый бант. Наша кошка умная. Её дети спрашивают:
- Кто ходит босой? Гусак?
- Мяу!
- У кого от шишки шишка? У Мишки?
- Мяу!
- Кого боятся мыши? Кошку?
- Мяу!
- Кто усатый в воде под мостом? Сом?
- Мяу!
Вот какая наша кошка Анфиска!

ЧЬЯ  КОСЫНКА?
     На опушке пёс Пушок нашёл косынку. «Отнесу-ка я её Маше. А она даст мне мяса!»
     Идёт с косынкой пёс, а ему кукушка:
- Ты куда с моей косынкой, а?  Это косынка моих детишек. Я её сушу на ветках.
- Да нет, кукушка, эту косынку я нашёл и несу Маше.
- Моих детишек косынка!
- Будет Машина косынка!
- Моих детишек косынка!
- Будет Машина косынка! У тебя и детишек-то  нет!
Пушок не отдаёт косынку. Никому нет в лесу покоя от шума. Слышат шум пташки, букашки, осы и мышки.
«Нашла! Нашла! Это моя косынка», - пискнула  мышка. Схватила косынку и побежала в свой домик. Стало в лесу  тихо -  никто никому не мешает.

У   ОКОШКА
Под кустом у мышки и мышат домик с окошками. Не тесно мышатам в домике, места хватает всем.
Мама-мышка готовит мышатам вкусную кашу. А мышата стоят у окна и видят кошку.
- Мама! Мама! Это наша нянька к нам идёт? Такая пушистая!  Такая мягкая! Такая усатая!  Ушки на макушке!
- Ой, мышата, уходите от окошка. Это не ваша нянька. Это кошка Соня идёт на охоту.

ЛЕНИВАЯ КОШКА
Не дают покоя мыши бабушке. То пшено унесут, то – овёс, то – кашу. А кошка Сонька спит на своей подушке, ест да спит.
Бабушка кошке: «Как бы и тебя мышм не унесли!»
- Нет, не унесут! Я их своими когтями, усами да хвостом напугаю!
И опять кошка спит да ест, ест да спит.
Видят мыши – не опасна им кошка. Спать все к кошке на подушку идут. Шутят мышки над кошкой: то с шеи бант снимут и сами его носят. То на усы кошке паука посадят.
Не надо бабушке такой кошки. Бабушка отдаст её на воспитание соседской кошке Муське.

  1. Дифференциация звуков [с - ш] в скороговорках
У Сони – шишки, а у Сани – шашки.
Сшила Саша шапку Маше.
Скушай, Саша, шесть сушек.
На сосне – сосновые шишки.
У нашего Мишутки - смешные  шутки.
Наш кот у нас, ваш кот у вас.

Сонина кошка сидит на окошке.
Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.
Надо суметь тут не шуметь.
У Машкиной мышки - смешные штанишки.
Шестые шутки шутим шутки.
Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шишки – на  сосне, шашки – на  столе.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
В шалаше - шесть шалунов.
Я куплю для кошки сафьяновые сапожки.
Сошью сынишке-хвастунишке смешные штанишки.

У шести Сашек - по шесть шестов, а на шести шестах - по шесть сушек.
У Саши Шустрикова и сынишка – Саша Шустриков.
У кошки – шесть котят, у мышки – шесть мышат.
Миша пойдёт к Саше, Саша пойдёт к Мише.
Пошёл Паша пешком, понёс мешок с песком.

понедельник, 3 октября 2016 г.

Дифференциация звуков [З] - [Ж]. Картотека заданий



  1. Дифференциация звуков [з - ж] в изолированном звучании

«Комар – жук». Произносить звуки: "З З З  – Ж Ж Ж"


  1. Дифференциация звуков [з - ж] в прямых слогах
ЗА – ЖА             ЖА – ЗА
ЗУ – ЖУ             ЖУ – ЗУ
ЗЫ – ЖИ            ЖИ – ЗЫ
ЗО – ЖО            ЖО – ЗО

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в  интервокальных слогах
      АЗА – АЖА         ОЗА – ОЖА         УЗА – УЖА         ЫЗА – ЫЖА
      АЗО – АЖО         ОЗО – ОЖО         УЗО – УЖО         ЫЗО – ЫЖО
     АЗУ – АЖУ         ОЗУ – ОЖУ         УЗУ – УЖУ          ЫЗУ – ЫЖУ
     АЗЫ – АЖИ        ОЗЫ – ОЖИ         УЗЫ – УЖИ         ЫЗЫ – ЫЖИ

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в  слогах со стечением согласных
ЗНА – ЖНА           ЗМА – ЖМА         ЗВА – ЖВА        ЗДА – ЖДА
ЗНО – ЖНО           ЗМО – ЖМО         ЗВО – ЖВО        ЗДО – ЖДО
ЗНУ – ЖНУ           ЗМУ – ЖМУ         ЗВУ – ЖВУ        ЗДУ – ЖДУ
ЗНЫ – ЖНЫ         ЗМИ – ЖМИ         ЗВИ – ЖВИ        ЗДИ – ЖДИ

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в словах, звуки в начале слова
Зыбкий – жидкий                 заря – жаря
Залей – жалей                       зал – жал
Зовёт – живёт

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в словах, звуки в середине слова
Узы – ужи                       вязать – бежать
Везу – вяжу                    лизать – лежать
Козы – кожи                   базар – пожар
Розы – рожи                   мазут – мажут
Грозу – грожу                дерзать – держать
Лоза – ложа                    разок – рожок
Лиза – лыжа                   возы – вожжи               

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в словах, звуки З – Ж в одном слове
Жизнь, зажигать, зажим, зажать, зажёг, возможно, изнежённый, зажужжать,железо, зажигалка, залежи, забежал, задержал, заслужил, закружить,зажарить, возложу, желтизна, зажарит, заряжать, зажелтеть, зажарил.

  1. Дифференциация звуков [з - ж] в словосочетаниях
Забавный ёжик, кожаная узда, званый ужин, бумажная коза, жидкий мазут,забытый жакет, тяжёлый воз.

Важный музыкант, измятая кожа, книжный магазин, Женин знакомый, нежные незабудки, нежные мимозы, железный замок.

Вязаный жакет, важное задание, вязаные манжеты, изогнутая жесть, южныйзакат, затяжной дождь, знакомый художник.

  1. Дифференциация звуков [з - ж]  в предложениях из 3 слов
Зоя звонит Жанне. Бизон – дикое животное. Надежда чистит зубы. Зоя покупает книжку.

  1. Дифференциация звуков [з - ж]  в предложениях из 4 слов
Жанна показывает Зое жука. Мама зовёт Зою ужинать. Жанна загадывает загадки Жене. Коза бежит к луже.  Зоя надевает кожаный пиджак. Над мимозами жужжат жуки. У Жени - забавный зайчонок. В вазе - бумажные мимозы.

  1. Дифференциация звуков [з - ж]  в предложениях из 5 слов
Дети идут в книжный магазин. На пижаме у Жени – медузы. Звонок звенит, а жук жужжит. У магазина - Женя и Зоя. Зоя бежит за бумажным змеем. Этой осенью идут затяжные дожди. Нежные незабудки цветут у дома. У избы стоит стожок сена.

  1. Дифференциация звуков [з - ж]  в предложениях из 6 – 8   слов
У Зои живут ежи и ужи. Зоя каждый день поит козу водой. У Жени - заводной зайка, у Жанны - заводной жук.

  1. Дифференциация звуков [з - ж]  в стихах
***
Звенит звонок, жужжит жучок.
Жужжат – звенят, звенят – жужжат.

***
Уж ужа позвал на ужин,
Уж совсем не ожидал,
Но ужу не нужен ужин –
Уж уже поужинал.

***
Зелёная жаба
С забавным жуком
Забыли к зиме
Подыскать себе дом.

***
Зайка забавный
У Жени живёт,
Женя не знает
С зайкой забот
Зайке не нужен
Ни обед, ни ужин.

***
Знает загадки каждый ёжик,
Жуку и змее загадать их  может.
Загадки о вазе, бизоне, уже,
О ежевике и о еже.

***
Знает каждый: змей бумажный
На земле лежать не любит.
Лёгкий змей, как будто дым.
Наблюдать за ним несложно,
Только жаль, что невозможно
Полетать нам вместе с ним!


  1. Дифференциация звуков [з - ж]  в текстах
ЖИВОТНЫЕ В ПУСТЫНЕ
Животные пустыни знают, что та­кое зной и жажда. Всю жизнь живут они в песках. Эти животные иногда даже забывают, что такое дождик. Тяжко им там жить.

ДВЕ  КОЗЫ
Идут две козы под зонтами, знакомятся:
- Тебя как зовут?
- Зоя.
- А тебя как зовут?
- Жанна.
- У тебя зонт?
- Зонт.
- А у тебя?
- И у меня зонт.
- У тебя зонт от зноя?
- От зноя.
- А у тебя?
- А у меня от дождя.
- Заходи в мою избушку ужинать.
- И ты заходи в мою избушку ужинать.
- Когда заходить ужинать?
- На закате.
- А к тебе,  когда заходить ужинать?
- Тоже на закате.

КТО ХОЗЯИН?
У Жоры и Захара жила собака. Звали её Жук.
Жора и Захар подобрали Жука со сломанной лапой. Они ухаживали за ним. Жук выздоровел.
Жора и Захар каждый день спорили: кто хозяин Жука?
Однажды они гуляли в лесу. Жук бежал впереди. Вдруг на Жука напали овчарки. Жора закричал и залез на дерево. А Захар не убежал, он взял палку и защитил Жука. Прибежал сторож и отогнал овчарок. Жора теперь не спорил, кто хозяин Жука.