вторник, 28 февраля 2023 г.

 «Подготовка руки ребёнка к письму в школе»

Одним из основных направлений подготовки руки к письму является развитие руки.

У этого направления есть несколько решений:

1. Сформировать правильный захват орудия письма.

2. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.

3. Развивать мелкую моторику руки.

Подготовка руки ребёнка к письму начинается задолго до прихода ребенка в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракулей, лепка из пластилина, глины, теста и многое другое поможет будущему ученику научится красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.

Важно сразу научить ребёнка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остаётся без должного внимания взрослых. Ребёнок закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, письма печатными буквами, штриховки. Казалось бы, пусть пишет как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются правильная посадка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребёнка научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить.

Как распознать неправильный навык

О неправильном навыке письма говорят следующие детали:
- неправильное положение пальцев: ребёнок держит пишущий предмет «щепотью», «горсточкой», в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце;

- ребёнок держит ручку слишком близко к её нижнему кончику или слишком далеко от него;

- верхний кончик руки направлен в сторону или от себя;

- кисть жёстко фиксирована;

- слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.

Вас должно насторожить, если ребёнок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.

Если ребёнок рисует слишком маленькие предметы, то это может свидетельствовать о жёсткой фиксации кисти руки.

Это можно проверить, предложив нарисовать одним движением окружность диаметром 3-4 сантиметра (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньше диаметра или будет рисовать её в несколько приёмов, передвигая руку ли поворачивая лист.

Как исправить

Для исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими приёмами.

На верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку. Объяснив ребёнку, что ручка должна лежать на этой точке.

Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.

Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур, размером в треть альбомного листа, без отрыва руки.

А как правильно писать?

При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Далее следует понаблюдать за тем, как ребёнок пишет, и решить,  правильно ли он выполняет это действие.

Можно использовать такой методический приём. Поменяйтесь с ребёнком ролями. Пусть он руководит вашими действиями, подсказывая, если вы что - то делаете не так. Этот приём концентрирует внимание на элементах выполняемой работы и более эффективно организует на учение. Затем ребёнок действует самостоятельно. Подсказка должна быть минимальной и постепенно сводится на нет. Контроль навыка письма у ребёнка желательно провести до того, как ему исполнится четыре года, чтобы иметь запас времени для исправления неправильного навыка перед поступлением в школу. Заниматься шестилетний ребёнок может не более двадцати минут.

Как развить мелкую мускулатуру ребёнка

- Разминать пальцами пластилин, глину, тесто, мять поролоновые шарики, губку, скатывать бумажные салфетки.

- Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

- Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

- Нанизывать бусинки, пуговицы на нитки. Завязывать узлы на тонкой и толстой верёвках и шнурках.

- Делать пальчиковую гимнастику.

- Рисовать, штриховать, раскрашивать карандашами, мелом, красками и т. д.

- Резать ножницами.

- Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.

- Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

- Играть с конструктором (большим и маленьким).

- Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и др.).

Развитие мелкой моторики руки

Очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие взрослые совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следить, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками.

Важная задача перед взрослыми – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок и т.д. В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответ твенностью относится к ней.

Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда будущий первоклассник превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.

Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.

Подготовка руки к письму: система упражнений для пальчиков

Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму.

Взрослые  должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Важно знать, что для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от малыша мышечных усилий для проведения линии.

Комплекс упражнений: «Пальчиковая гимнастика»

Цель: развитие мелкой мускулатуры рук, умение повторять за ведущим.

1. «Подними пальчики»

Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.

2. «На зарядку становись!»

Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.

3. «Ванька  –  встанька»

Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.

4. «Собери палочки в корзинку»

Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.

5. «Шаги»

Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.

6. «Волк»

Соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх и слегка разведенными в сторону. Это волчьи «уши». Согните указательные пальцы – это волчий «лоб». Остальные пальцы образуют «мордочку».

Игры для развития мелкой моторики

- Упражнение с пипеткой (набирать воду, нажать двумя пальцами на пипетку – вылить воду);

- Упражнение с пинцетом (захватывать мелкие предметы);

- Сортировка мелких предметов (горох, фасоль, бусинки, пуговицы, камешки);

- Кукольная одежда на прищепках («постирать и отжать» кукольную одежду и при помощи прищепок повесить на веревку сушиться);

- Коробочка с прищепками (по краю коробки закрепить прищепки);

- Болты и гайки (откручивать и закручивать гайки);

- Трубочки для коктейля (нарезать и нанизывать);

- Бусы (нанизывать на шнурок или леску);

- Рисунок из фасоли (на картоне ребенок рисует простое изображение, например человека). После этого наносит клей на линии от карандаша и наклеивает фасоль. Работа с такими мелкими предметами как фасоль тренирует мышцы кисти и пальцев;

- Сортировка семян (в коробку с ячейками раскладывать семена);

- Мозаика из мелких кусочков цветной бумаги;

- Зубочистка (прокалывание дырочек по контуру рисунка);

- Цветной песок (нанесение песка на контурный рисунок);

- Наматывание ниток;

- Переливание (пересыпание семян) жидкостей;

- Конструкторы и пластилин;

- Графическое рисование (трафареты, фигурные линейки), штриховка.

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.

- Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант – ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает;

- Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами;

- «Резиночка». Для этого упражнения можно использовать резинку диаметром 4-5 см. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой;

- «Обезьянки»; Повтори движение. Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены – любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки – повторить «фигуру». Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки;

- Существует интересный способ развития пальцев руки – отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию;

- Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

Игры с рисованием и штриховкой

- Продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель – для ребенка и каждый старается нарисовать позапутаннее);

- Рисование на доске, на листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала, ребенок рисует прямые лини -  вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты;

- Взрослый рисует любую геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и проводит в ней 1-2 линии (горизонтальные, вертикальные или по диагонали), на конце которых нарисовано по одной стрелочке (чтобы ребенок понимал, в каком направлении штриховать фигуру). Ребенок заканчивает штриховку, начатую взрослым, а взрослый в это время следит за тем, чтобы ребенок рисовал в нужном направлении и чтобы линии были прямые и ровные.

Успехов вам, уважаемые взрослые,  в ответственном деле – подготовке ребёнка к школе.

вторник, 24 января 2023 г.

                                                                                   



Как воспитать интерес у ребенка к чтению? Что надо для того, чтобы ребенок читал хорошо и с удовольствием? Как развивать желание читать? Такие вопросы рано или поздно возникают практически у всех родителей. Ведь мы, взрослые, понимаем, что чтение – залог успешного  обучения ребенка.

Для того чтобы ребенок стал Читайкой, читал хорошо и с интересом, надо обратить внимание на некоторые, очень важные, моменты. Возможно, кому-то это покажется незначительным, не важным, но на деле именно такие неважные факторы оказывают самое сильное влияние на ребенка.

Нам взрослым, надо понять, что - ребенок это не заводная игрушка, которую можно включить по определенной программе. Ребенок – это маленькая личность со своими чертами характера, интересами и желаньями. И эта маленькая личность развивается по своей схеме.

Хотите видеть ребенка успешным? Умным? Счастливым? Тогда обратите внимание на секреты, которые непосредственно могут повлиять на воспитание интереса к чтению.


1 секрет. Читайте сами.

Воспитывают ребенка, как известно, не наши слова, а поступки и среда обитания. Если папа все время лежит перед телевизором, а мама все свободное время разговаривает по телефону, то не стоит ожидать от ребенка, что он будет с упоением читать книги. Зато в той семье, где родители часто читают и обсуждают книги, скорее всего, вырастет хороший читатель. Хотите привить интерес к чтению своему ребенку? Читайте сами и читайте ребенку, рассказывайте о прочитанном, обсуждайте книги.

2 секрет. Учите в игре.

Никогда человек не полюбит то, что дается ему с трудом. Он будет терпеть, но не любить. Учите ребенка читать так, чтобы ему было легко и интересно, учите играя. Только в игре ребенок может обучаться, не ощущая давления, не испытывая стресса и негатива. Именно в игре наилучшие результаты достигаются с наименьшими затратами.

3 секрет. Все через интерес!

На первом месте стоит интерес ребенка, а не то, что Вам хочется или надо. Читайте те книги, которые нравятся ребенку, которые ему интересны. Читайте книги по возрасту! А уж если, в самом деле, надо прочесть что-то, что не вызывает восторга у ребенка, то помогите ребенку прочесть и понять, прочитайте это вместе.

4 секрет. Оформление книг.

Обратите внимание на оформление книги. Детям просто необходимы иллюстрации в книге, хорошее качество бумаги и четкий шрифт. Очень хорошо, если на каждой странице большая иллюстрация и немного текста. Потому что большое количество текста вызывает страх, утомляет ребенка и снижается работоспособность в понимании текста.

5 секрет. Используйте «Метод Кассиля».

Найдите интересную книгу и начните читать. Дойдите до очень интересного момента, где создается какая-то интрига, перелом событий и вдруг вспомните, что надо срочно что-то сделать – прервите чтение. Оставьте книгу с закладкой и скажите ребенку, что он может подождать до завтра или попробовать прочитать самостоятельно.

6 секрет. Читайте ребенку!

Читайте ребенку, даже если он уже умеет читать. Вы в любом случае прочитаете лучше ребенка, покажите ему образец правильного и выразительного чтения, поможете лучше понять смысл текста. Читая вместе с ребенком, Вы лучше узнаете интересы ребенка, его мысли и желания. А ребенок будет чувствовать вашу поддержку и заинтересованность, что способствует развитию взаимопонимания. Совместное чтение способствует и развитию внимательности, потому что взрослый всегда может задать уточняющий вопрос, а ребенку надо на него ответить.

7 секрет. Развиваем интерес через ситуацию победы.

Задавайте ребенку проблемные вопросы, провоцируйте на спор и предлагайте выяснить с помощью книги, кто же прав. Конечно, ребенок захочет доказать, что он прав, и скорее всего, будет искать доказательство своей правоты. Первое время, конечно, надо подстроить вопрос так, чтобы ребенок был все-таки прав. Это формирует успешность и закрепляет чувство удовольствия от процесса поиска доказательств. Ребенок понимает, что он читал не зря.

среда, 21 декабря 2022 г.

                       


                               

                                                        «Игры которые лечат»

Когда ребенок заболевает, то это становится большой бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся помочь ребенку: обследуем его у луч­ших специалистов, достаем наиболее эффективные лекарства, стараемся обеспечить по­кой.

Это все правильно при сложном течении заболевания. Однако есть еще ряд момен­тов, которые ускользают то нашего внимания.

Так очень важную роль играют психофизиологические особенности детского орга­низма. Психоэмоциональное состояние играет положительную роль в выздоровлении, ес­ли у взрослых людей более 70% заболеваний носят психосоматическую основу, т.е. забо­левание. Является реакцией организма на наши психоэмоциональные проблемы, то у де­тей часто болезнь является результатом восприятия беспокойства и озабоченности роди­телей. А именно в таком состоянии мы пребываем, когда дети болеют. Этот негативный эмоциональный фон мешает выздоровлению ребенка.

Другая особенность организма ребенка - постоянный рост органов. Следовательно, развиваются интенсивнее те мышцы, к которым направлен более сильный приток крови, то есть к органам, находящимся в движении. Кроме того, известно, что мышечная система в дошкольном возрасте имеет тесную связь с главными регуляторными механизмами. Ог­раниченное движение негативно сказывается не только на больном органе, но и на нерв­ной, эндокринной медиаторной системах в целом.

Ограниченной движений (ребенок болеет или только что выздоровел и ему нужен покой) влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения. Снижение естественной двигательной активности у детей ведет к уменьшению потока раздражения, возникающего во время движения и воспринимающимися нервными окон­чаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга. В результате этого могут развиваться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервно - мышечный аппарата, слабее работают сердечно - сосудистая и ды­хательная системы. А значит, ослабляется организма в целом, что ведет к более частым заболеваниям.

Эти наблюдения о роли движения в развитии человека нашли отражение в целой области медицины - лечебно - профилактической физкультуре.

Только правильно организованная двигательная активность помогла организму справиться с недугом. Они смогли сформировать у себя правильные навыки движения, дыхания благодаря многократным упражнениям, когда те­ло автоматически, несмотря на болезнь и старые привычки, осуществляет правильные действия, например дыхание через нос.

Однако психика ребенка, особенно в раннем возрасте, устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие - либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. Поэтому мы учимся играя, используем игро­вые упражнения.

В результате использования лечебных игр мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию не­обходимых навыков координации движений, ловкости и меткости. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет.

Непринужденная веселая атмосфера не дает ре­бенку «уйти » в болезнь, позволяет родителям проявить к нему больше внимания и увели­чивает совместное общение с детьми в атмосфере любви и заботы, и радости. Это являет­ся мощнейшим терапевтическим фактором.

Игры следует ком­бинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали разностороннее воздействие. Например, игры при нарушении обмена веществ чередовать с играми, формирующими правильное носовое дыхание.

Дыхательная гимнастика

«Дровосек»

И.п. - стойка, ноги врозь, руки в «замок».

На вдохе поднимаем руки вверх, вдыхаем воздух через нос. На выдохе резко, слов­но под тяжестью, вытянутые руки быстро опускаются, туловище наклоняется, позволяя рукам прорезать пространство между ног. При выдохе произносим «Бух!».

«Ёжик»

И.п. - стоя или в движении.

Поворот головы вправо - влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворо­том вдох носом: короткий, шумный (как ежик), с напряжением мышц всей носоглотки ( ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. Повторить 4-8 раз.

«Собачка рычит»

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек Две медали на груди Лучше в дом не заходи!

И.п.- основная стойка.

  1. -фаза - Выдох через рот со звуком «Р-Р-Р».

2- фаза - Пауза.

  1. фаза - Вдох. Повторить 3-4 раза.

Методические указания: Мышцы лица должны быть расслаблены. Звук «Р-Р-Р» произноситься на полуулыбке, при слегка разжатых челюстях, язык мягкий. Звук должен быть не громким, ровным, не прерывистым, придерживаясь низкого звучания.

«Радуга обними меня»

И.п. - стоя или в движении.

  1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

  2. Задержать дыхание на 3"-4".

  3. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «С», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед гру­дью, как бы обнимая плечи: одна рука идет под мышку, другая на плечо. Повторить 3-4 раза.

«Насос»

И.п.- стоя или в движении.

  1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

  2. Выполнять наклоны вперед - вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании насосом (5-7 пружи­нистых наклонов и выдохов).

  3. Выдох произвольный. Повторить 3-6 раз.

Примечание: При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.

Усложнение: Повторить 3 раза упражнение, затем наклоны вперед - назад (боль­шой маятник), делая при этом вдох - выдох. Руки при наклоне вперед свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам. При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки. Повторить 3-5 раз.

«Гусь»

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.

И.п. - основная стойка.

  1. фаза - Выдох через рот со звуком «Ш-Ш-Ш».

  2. фаза - Пауза.

  3. фаза - Вдох. Повторить 3-4 раза.

Методические указания: Звук «Ш-Ш-Ш» произносится не громко, не прерывно. Губы растянуты в полуулыбке, обнажив сомкнутые зубы. Внимание фиксируется на рав­номерности и плавности звучания. Продолжительность выдоха постепенно увеличивается.

«Роза»

И.п. - основная стойка.

  1. фаза - Медленный выдох.

  2. фаза - Пауза.

  3. фаза - Медленный вдох (вдыхаем аромат розы). Повторить 4 раза.

«Ветер»

И.п. - стоя, сидя, лежа, туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втя­гивая в себя живот, грудную клетку.

  1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.

  2. Задержать дыхание на 3"-4".

  3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдо­хами. Повторить 3-4 раза.

Примечание: Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и может помогать согреваться при охлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомен­дуется проводить его после физической нагрузке как можно чаще.

«Воздушный шар»

И.п.- стоя, сидя, лежа, руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клет­ки.

  1. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.

  2. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.

Примечание: Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижно. В началь­ной фазе обучения необходимо помогать детям, слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер. (6-10 раз).

вторник, 15 ноября 2022 г.


 

Консультация для родителей

«Семь  секретов воспитания интереса к чтению»

1 секрет. Читайте сами.
    Воспитывают ребенка не наши слова, а поступки и среда обитания. В той семье, где родители часто читают и обсуждают книги, скорее всего, вырастет хороший читатель. Хотите привить интерес к чтению своему ребенку? Читайте. Читайте сами и читайте ребенку, рассказывайте о прочитанном, обсуждайте книги.
   2 секрет. Учите в игре.
  Никогда человек не полюбит то, что дается ему с трудом. Он будет терпеть, но не любить. Учите ребенка читать так, чтобы ему было легко и интересно, учите играя. Только в игре ребенок может обучаться, не ощущая давления, не испытывая стресса и негатива. Именно в игре наилучшие результаты достигаются с наименьшими затратами.
   3 секрет. Все через интерес!
   На первом месте стоит интерес ребенка, а не то, что Вам хочется или надо.   Читайте те книги, которые нравятся ребенку, которые ему интересны. Читайте книги по возрасту! А уж если, в самом деле, надо прочесть что-то, что не вызывает восторга у ребенка, то помогите ребенку прочесть и понять, прочитайте это вместе.
   4 секрет. Оформление книг.
   Обратите внимание на оформление книги. Детям просто необходимы иллюстрации в книге, хорошее качество бумаги и четкий шрифт. Очень хорошо, если на каждой странице большая иллюстрация и немного текста. Потому что большое количество текста вызывает страх, утомляет ребенка и снижается способность понимания текста.
   5 секрет. Используйте «Метод Кассиля».
   Найдите интересную книгу и начните читать. Дойдите до очень интересного момента, где создается какая-то интрига, перелом событий и вдруг вспомните, что надо срочно что-то сделать – прервите чтение. Оставьте книгу с закладкой и скажите ребенку, что он может подождать до завтра или попробовать прочитать самостоятельно.
  Конечно, ребенку захочется узнать продолжение, но не каждый возьмет книгу и начнет читать. Кто-то будет ждать до завтра. Но если ребенок взял книгу и начал читать, то стоит его похвалить и предложить дочитать вместе (по строчке, по абзацу). В следующий раз ребенок опять возьмет книгу и станет дочитывать в надежде, что Вы сразу придете на помощь. Но не стоит торопиться. Конечно, надо обязательно похвалить его за желание читать, но прийти на помощь не сразу. Пусть немного почитает сам. А только потом Вы предложите читать чередуясь.
  И так каждый раз Вы хвалите ребенка за желание читать, но помогаете дочитывать все позже и меньше. Так постепенно Вы дойдете до того момента, когда ребенок дочитает все сам.
   6 секрет. Читайте ребенку!
   Читайте ребенку, даже если он уже умеет читать. Вы в любом случае прочитаете лучше ребенка, покажете ему образец правильного и выразительного чтения, поможете лучше понять смысл текста. Читая вместе с ребенком, Вы лучше узнаете интересы ребенка, его мысли и желания. А ребенок будет чувствовать вашу поддержку и заинтересованность, что способствует развитию взаимопонимания. Совместное чтение способствует и развитию внимательности, потому что взрослый всегда может задать уточняющий вопрос, а ребенку надо на него ответить.
   7 секрет. Развиваем интерес через ситуацию победы.
   Задавайте ребенку проблемные вопросы, провоцируйте на спор и предлагайте выяснить с помощью книги, кто же прав. Конечно, ребенок хочет доказать, что он прав, и скорее всего, будет искать доказательство своей правоты. Первое время, конечно, надо подстроить вопрос так, чтобы ребенок был все-таки прав. Это формирует успешность и закрепляет чувство удовольствия от процесса поиска доказательств. Ребенок понимает, что он читал не зря. Таких спорных вопросов можно придумать множество.
  Например: дети с детского сада знают, что ласточка – перелетная птица. А вы скажите, что нет, ласточка зимует, только она прячется под корой деревьев или зарывается в землю. И покажите, что это написано в этой книге. Большинство детей будет доказывать то, что им говорили в саду или школе.   А Вы стойте на своем и предложите найти ответ в книге. Конечно, надо заранее знать, где можно найти ответ и показать ребенку эту страницу или главу. Зато сколько будет радости у ребенка, когда окажется, что он все-таки прав! Обязательно похвалите ребенка за желание найти правильный ответ и признайтесь, что Вы были неправы.
  Рассказывайте ребенку. Пересказывайте ребенку самые интересные моменты из книг и показывайте, где можно прочитать продолжение.    Рассказывайте интересные факты из жизни животных и растений, о транспорте и оружии – все это можно без труда найти в энциклопедиях и показывайте, где это можно прочитать. Придумывайте различные тесты по произведениям детских авторов, например, по сказкам Пушкина.
  Сочиняйте вместе с ним рассказы и сказки, записывайте их в виде книжек и дарите друзьям.
Если Вы будете опираться на эти секреты в общении с ребенком, то обязательно заинтересуете его чтением. А читающий человек – это всегда интересный и успешный человек.

среда, 12 октября 2022 г.

 Консультация для родителей «Речевая готовность ребенка к школе».                                                                                                                


Речь занимает  чрезвычайно важное место в развитии ребенка. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается много детей с дефектами фонетической (произносительной) стороны речи.

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих – свистящих; звонких – глухих; твердых – мягких, р – л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка – почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы.

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.

   У огромного большинства детей, поступивших в школу, очень маленький словарный запас. Часто родителям некогда разговаривать со своим ребёнком. В результате дети не знают элементарных понятий, обобщающих слов,  им очень сложно объяснить слова, имеющие «нематериальное» значение: совесть, искренность, честность. При описании предметов дети используют только понятия о размере и цвете («арбуз большой, а яйцо маленькое, белое»). Подбор слов с противоположным значением сводится к элементарному «большой – небольшой; тонкий – нетонкий.

        Грамматически правильная, лексически богатая и фонетически четкая речь дает возможность речевого общения и подготавливает к обучению в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

        

        Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

  хорошее физическое развитие ребенка;

  развитый физический слух;

  развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

  нормальное функционирование ЦНС;

  владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);

  произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;

  познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

  коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

         На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

       Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2.Сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать и различать звуки;

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение слышать и выделять первый и последний звук в слове и т.д.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?             - создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:          1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

  2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Очевидно, что помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок  добился в жизни успеха, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда учите его говорить. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания.

  Дорогие родители! Нельзя оправдывать свое халатное отношение к будущему вашего ребенка занятостью и недостатком времени. У вас есть в запасе время до поступления вашего ребенка в школу. Воспользуйтесь этим временем с пользой!


вторник, 13 сентября 2022 г.

 


Памятка для родителей

«Приемы автоматизации звука [р] в домашних условиях»

Кнопочки

Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком [р], нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбка, цветок и т.д.). Сколько кнопочек — столько повторов.

Шарик

Во время произнесения слов дети перекатывают (передают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик. Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.

Лабиринт

По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.

Заборчик.

Дети рисуют горизонтальные палочки с одновременным произнесением слогов, слов.

Дорожка.

Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным произнесением двух заданных слов.

Узоры

Ребенок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.

Кубик с цифрами

Ребенок бросает кубик. Выпавшая цифра укажет сколько раз повторить слог, слово, пред­ложение.

Часики

Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько покажет стрелка на часиках.

 

 

Бусы

Ребенок перебирает крупные бусины, желуди, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал. 

Пальчики здороваются

Каждый палец здоровается с большим пальцем. При соприкосновении произносить слог с автоматизируемым зву­ком. Все движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно.

Кулачки

Сгибать кисти в кулак и разгибать, одновременно произнося слоги, слова..

Песочные часы. Ребенок проговаривает речевой материал, пока не «стечет» песочек в часах (1 мин, 3 мин).

Слова вокруг нас. Вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук Р» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф).

 

Найди на кухне (в кабинете, на улице, в комнате). Найти на кухне предметы и четко их проговорить, в названиях которых есть звук [Р].

 

Найди ошибку. Ребёнок должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Зефир ест Раю», «Дом сторожит Барбоса».

Перед чтением текста подчеркнуть все буквы Р, а потом уже читать текст проговаривая звук [р].