вторник, 12 марта 2019 г.



 Комплекс артикуляционной гимнастики для девочек.



                                   

«ЛЯГУШКИ»
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются.                       
 А глаза у них, как блюдца.
•   Послушай новое стихотворение и поулыбайся вместе с веселыми лягушатами.



                                    
«БУБЛИК»
Бублик мы изобразили -
 Плавно губы округлили.
Их теперь нельзя смыкать,
 «Бублик» надо удержать.
·                             Сделай губами «бублик».


«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Ох и вкусное варенье
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму                      
 И остатки оближу.
· Широким кончиком языка слижи Варенье с верхней губы, делая движения язы­ком  сверху вниз.


«ГОРКА»
Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху поднимаются.
       Широкий язык опусти за ниж­ние зубы, упрись в них языком.


















«ИГОЛОЧКА»
Язык в иголку превращаю,
Напрягаю и сужаю.
 Острый кончик потяну,             
 До пяти считать начну.
Раз, два, три, четыре, пять!
Иголку я могу держать.
         Язык высунь далеко вперёд. Напрягай мышцы языка  и делай его узким.
      Удерживай «иголочку», считая от одного до пяти.















                      
                                                «ЧАСИКИ»
Тик-так, тик-так — 
 Ходят часики вот так.    
 День и ночь они не спят,
Всё стучат, стучат, стучат.
        Высунь узкий язык.  Двигай язык попеременно, то в правый угол
рта, то в левый.



«КАЧЕЛИ»
На качелях я качаюсь:
Вверх-вниз, вверх-вниз.
 Высоко я поднимаюсь,
Опускаюсь снова вниз.
          Подними кончик языка за верхние зубы.
          Затем опусти язык за нижние зубы. Повтори несколько раз.











«ЛОПАТКА»
Мне гулять пора идти.                
Снег засыпал все пути.       
  Чем дорожки разгрести,
  Чтобы санки провезти?
    Отгадай скорей загадку,        
                                              Как зовут её? ...
       Положи широкий язык на нижнюю губу.
       Подержи его в таком положении.









                                                

«ХОБОТОК»
Подражаю я слону:
Губы хоботом тяну...
Даже если я устану,  
 Их тянуть не перестану.
 Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.

        Сделай своими губами «хобот»: вытяни их вперёд и сомкни.





                                                                               


«ПОЧИСТИМ ЗУБКИ»
Чищу зубы,  чищу зубы                    
 И снаружи,   и  внутри.                                    Не болели,     не темнели,                                  Не желтели,  чтоб  они.
·             Улыбнуться, открыть рот.   Кончиком языка с внутренней  стороны «почистить» пооче­редно нижние и верхние зубы.






«ЛОШАДКА»
Ну и лошадка!
Шёрстка гладка,
Чисто умыта                                              
 С головы до копыта.
Травки поела —                           
И снова за дело.

        Приоткрой рот. Цокай медленно кончиком языка. Следи, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал  только язык.











«СТУПЕНЬКИ»

       Приоткрой рот. Широким кончиком языка обни­ми верхнюю губу это первая ступенька.
       Широким кончиком языка обними верхние зу­бы это вторая ступенька.
       Широкий кончик языка прижми к верхним бугор­кам это третья ступенька.

Обрадовался язычок, что под­нялся на третью  ступеньку, и весело попрыгал на ней, произ­нося звуки: [Т], [Д], [Н].
                      

Сказка «Трудолюбивая божья коровка»
( для отработки  звуков [ш]-[ж]-[щ]-[ч])

Жила была божья коровка. Однажды вышла она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.
- Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, - говорили они. Да ты просто красный жук, - вторили другие.
Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу.
«Улыбочка».
- Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, - сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку. Божья коровка долго ее разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его.
«Непослушный язычок».
Он стал ровным, как лопаточка.
«Лопаточка».
Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой
«Чашечка».
И набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом.
«Бублик»,
И снова за работу. На картинках она увидела лошадку, веселого маляра, грибок и даже гармошку
«Лошадка», «Маляр», «Грибок», «Гармошка».
Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки. Божья коровка, пора спать, - обратилось к ней солнышко. – Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вкусным вареньем за такую чудесную книжку, - весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем.
«Вкусное варенье».
И отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка – под грибок.
«Грибок».
А утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где собрались все жители полянки. Там одуванчик Большие щеки открыл новый аттракцион. Можно было каждому прокатиться на парашютике.
«Парашютик».
Божья коровка первая попросила одуванчика прокатить ее, и тут все увидели, что у нее появились… пятнышки. Они были кругленькими и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть.
                 

Сказка «Загадочная бабочка»


Эту красивую бабочку все называли Загадкой. Знаешь почему? Да потому, что она очень любила загадывать всем загадки и не говорить отгадки. Летела однажды наша бабочка и увидела птенчика. Он сидел под кустом и сильно плакал, открывая при этом свой клюв.
«Птенчик».
А бабочка ему говорит: «Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки!». Перестав плакать, птенчик сказал: «Это что, про меня?». А бабочка за свое: «Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка улыбается от ушка и до ушка». Птенчик стал улыбаться как лягушка.
«Улыбочка»
- А еще знаешь, про что-нибудь большое? – спросил птенчик. И тут бабочка не растерялась: «У этого зверя огромный рост. Сзади у зверя маленький хвост. Спереди у зверя – большой хвост. Ну конечно это он!.. (слон)
«Хоботок»
- Вот теперь я вижу, ты в полном порядке! Скажи, почему ты так громко плакал? – спросила бабочка.
- Я остался один, потому и плакал. Рядом с птенчиком стояла маленькая лопатка. И бабочка сразу загадала новую загадку:
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом!
- Я отгадал – это про мою лопатку!
«Лопатка».
Бабочка, а ты еще знаешь загадки? – спросил птенчик.
Бабочка предложила птенчику отправиться искать маму, но он не научился еще летать. Тогда бабочка загадала ему еще одну загадку:
Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные…(шары).
И бабочка с птенчиком надувать шарик. Друзья его надували, но он все равно сдувался.
«Надуй шарик».
Они даже пошлепали свои язычки:
«Непослушный язычок».
Но шарик все равно сдувался. А когда шарик сдувался, из него дул сильный ветер, так что у птенчика разлетелись все перышки в разные стороны. Затем друзья покатались на качелях.
«Качели».
И не заметили, как время прошло. А тут и мама прилетела. Поблагодарила она бабочку за чудесные загадки и пригласила к себе в гости. Так загадочная бабочка нашла себе друзей.










вторник, 5 февраля 2019 г.

Консультация для родителей «Речь взрослых — пример для ребёнка»


Консультация для родителей «Речь взрослых — пример для ребёнка»
Консультация для родителей
«Речь взрослых – пример для ребёнка»
«Речь - это живая ступенька человеческого
духа, его богатая казна, в которую народ
укладывает свою жизнь и свою надежду,
свой ум, опыт, ощущение»
К. Д. Ушинский
Физическое, психическое и интеллектуальное развитие начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки…. Бытует глубокое неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребёнок сам, постепенно, овладевает правильным звукопроизношением.
В действительности же невмешательство в процесс формирования речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь правильную, отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребёнка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослыедолжны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.
Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребёнка многие слова долетают искажённо («смори» вместо «смотри»«не бежи» вместо «не беги»«ваще» вместо «вообще» и т. д.)
Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи.
Речь взрослых - пример для детей. В разговоре дети используют не только интонацию взрослых, но даже их манеру говорения. Поэтому взрослым нужно следить за своей речью не только в беседе с детьми, но и в разговоре между собой в присутствии детей. Много значит, когда в семье дружные отношения, разговаривают спокойно, вежливо, ласково и ребенок не слышит грубого слова.
Взрослые должны самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.
Правила, которые следует помнить:
1. Если к Вам обратились с вопросом, отвечайте вежливо, полным предложением. Четко произносите слова и звуки, говорите так, чтобы было понятно.
2. Внимательно выслушивайте советы старших - так и Вас будут выслушивать Ваши дети.
3. Здоровайтесь при встрече с друзьями, знакомыми и приучайте это делать своего малыша. Слова приветствия или прощания говорите с улыбкой, доброжелательно – тоже самое будет делать Ваш малыш.
4. Учите ребёнка обращаться к взрослым на «Вы».
5. Не забывайте извиниться за допущенную неуместность в поведении.
6. Благодарите за оказанную Вам помощь, заботу, внимание - научите этому ребенка.
7. Постоянно в языке используйте волшебные слова«пожалуйста»«спасибо»«прошу»«извините»«всего хорошего»«позвольте»«до свидания»«добрый день».
8. Не разговаривайте громко в транспорте, на улице, в общественных местах - то же самое будет делать Ваш малыш.
Советы родителям
• Следите за речью детей, своевременно исправляйте недостатки.
• Помните, что ваше вещание является образцом для подражания, поэтому оно должно быть всегда правильным.
• Правильная речь - залог успешного обучения в школе. Используйте каждую свободную минуту для разговора с ребёнком.
• Помните, что главными и ведущими собеседниками в семье являются мать, отец, дедушка или бабушка.
• Предложите ребёнку соревнования «Чья сказка лучше?»«Кто рассказал лучше?» С участием всех членов семьи.
• Не забудьте записать в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребёнка.
• Постоянно следите за правильностью речи детей.
• Своевременно исправляйте грамматические ошибки.
• Не вмешивайтесь в детские рассказы, сначала выслушайте ребёнка, а затем исправляйте ошибки.
• В двуязычных семьях всегда обращайте внимание на то, каким языком говорит ваш ребёнок, исправляйте ошибки двуязычия.
• Не повторяйте за ребенком неправильного произношения звуков и своевременно исправляйте его.
• Говорите с ребёнком, правильно произнося слова.
• Стихи, чистоговорки, скороговорки станут надежными помощниками в воспитании правильного произношения и выразительной речи вашего ребёнка.