вторник, 12 апреля 2016 г.

Игры на кухне с   мамой

Манная каша
В кастрюльке кипела,
Каша плевалась,
Каша шипела,
Каша ворчала,
Каша пыхтела
И норовила сбежать
То и дело...
Кашу сердитую
Мы помешали.
Каше торжественно
Пообещали:
- Если получишься
Вкусной и сладкой,
Будешь ты съедена -
Вся, без остатка!

Радченко Н.


Играем на кухне развиваем мелкую  моторику рук, счёт, память , внимание —  кухня это замечательное место для обучения ребенка.  И главное: все это можно совмещать с приготовлением обеда!
Однозначно играть нужно тогда, когда малыш на это настроен. Когда у него хорошее настроение, он весел и готов познавать что-то новое. Одной из интересных игр , является игра с крупой

Вопрос : Что нам даёт игра с крупой?       

 Игра  с крупой помогает совершенствовать и развивать:

  • Сенсорное познание предметов и веществ;
  •  мелкую моторику;
  •  чувственное восприятие;
  •  фантазию и воображение;                                                                                             
  •   речь                                                                                                                                        
  • а также способствует  хорошему настроению и помогает успокоить, отвлечь ребёнка, если он расстроен.

Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком, кроме того они способствуют развитию мелкой моторики. Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, просо, фасоль, семечки, горох и даже  обычная соль, ну и конечно различные емкости, ложечки и сито.
Чем больше малыш играет с предметами, различными по своей структуре на ощупь (мягкие, твердые, шероховатые, гладкие и т.д.), тем активнее и правильнее он разговаривает.
Развитие мелкой моторики поможет ему улучшить мышечную, зрительную, нервную и костную системы.  Играть можно с самого раннего возраста - как только ваш малыш научился сидеть
Но ребенок всегда должен быть под присмотром, чтобы он не съел или не засунул себе в нос мелкие предметы.

                                                    

                    


 Работаем пальчиками, развиваем координацию  

и  тактильное знакомство


  • Знакомимся с крупой, организуем пальчиковый бассейн: насыпьте крупу в большую миску, чтобы малыш мог просто перебирать крупинки, погружать пальчики и  водить как .                                                                                                        
  • Пересыпание крупы из одного контейнера в другой. Малыш сжимает и разжимает кулачки, наблюдает за пересыпающейся крупой.
  • Поиск закопанного  в крупе клада , например : фигурки из Киндера Сюрприза. 
  • Учим складывать пальчики щепоточкой , тренируемся солить. Для этой цели подойдет мелкая крупа .
  • Рисуем крупой дорожки, щепоткой насыпая на поверхность.
  • Перекладываем  ложкой из миски в миску.
  • Просеивание смеси круп через сито. Для этого смешайте две разные крупы - мелкую манку и крупную гречку.
  • Засыпание крупы в бутылку с помощью воронки
  • Насыпать разные крупы в тазик(фасоль, греча, кукуруза) и топтаться в них ногами.


                                                        Совместное творчество


  • Раскладываем крупу по коробочкам и слушаем,   

     обратите внимания, что звук от каждой крупы свой, уникальный: от гороха - звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание.

     
     
  • Аппликации с крупой: нанести клей на бумагу в виде, например, солнышка, а затем насыпать кукурузную крупу - получится яркое солнышко.
  • Варить кашу для кукол игрушек.
  • Крупа и пластилин - отличное сочетание. Малышам очень нравится вдавливать крупинки в пластилин.
  • Окрашивать крупу , и выкладывать картнку. Зеленый рис становится травой, а синий - речкой.
  • Рисовать на мелкой крупе .                                                                                                             
       
    •                        
        •                                        Считаем ,         раскладываем,      чувствуем

  • Сделать тактильное домино, сшить мешочки из ткани или разложить в пакетики, малыш должен определить не глядя где какая крупа..
  • Заполнить мешочки крупой, чтобы было не менее двух с каждой. Искать на ощупь мешочки с одинаковым наполнителем.
  • Гречка хорошо массирует пальчики, сжимайте и разжимайте гречку в кулачке.

игры с крупами 2

воскресенье, 13 марта 2016 г.

Логопедия для малышей

Занятия надо начинать как можно раньше!
Если ребенок, имеющий сохранный физический слух, к 3 годам владеет только десятком лепетных слов, то в этом случае процесс овладения речью не просто задерживается по времени, но принимает искаженный характер. К сожалению, родители ждут, когда ребенку исполнится 3 года и он заговорит. Очень редко эти ожидания оправдываются. Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет! 


Упражнение № 1. ФОТО РОДИТЕЛЕЙ.
Предлагаемые инструкции и вопросы:

1.        - Покажи маму (папу).
-Дай маме (папе) игрушку (машинку, куколку).
-Спрячь маму (папу) (побуждать ребенка закрывать ладошкой или листом бумаги указанную фотографию).
2.        - Кто это?
-Подари маме (папе) игрушку (побуждать к произвольному или отраженному высказыванию: «Мама, на!»).
-Кто спрятался? (Одна из фотографий закрыта листом бумаги).
-Видишь папу? Видишь маму? ( Взрослый побуждает ребенка к произвольному произнесению слов «да», «нет» или звукокомплексу, их заменяющему).
-«Пальчики побежали» к маме (папе) (побуждать ребенка к движениям руки в заданном направлении).

Упражнение № 2. ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «АУ», «УА».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1.            - Покажи девочку. Девочка заблудилась и зовет: «Ау! Ау!»
-  Покажи малыша. Он плачет: «Уа! Уа!» {Взрослый побуждает ребенка к отраженному звукоподражанию)
2.           - Спрячь девочку (малыша). Как она кричит? (Побуждать ребенка закрывать ладошкой картинку).
-  Кто спрятался? Как он кричит? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
-  Видишь девочку (малыша)? (Взрослый побуждает ребенка к произвольному произнесению слов «да», «нет»).
3.            - Положи девочке игрушку (использовать мелкую игрушку).
-  Как она зовет? (Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию).
-  Положи малышу игрушку. Как он просит ?
4.            -«Пальчики побежали» к малышу (девочке). (Побуждать ребенка к произвольным или совмещенным движениям рукой в заданном направлении).
5.            - Девочка позвала малыша. Как? Проводи малыша к девочке.
-  Малыш позвал девочку. Как? Проводи девочку к малышу.
(Ребенок проводит рукой или пальцами в заданном направлении от картинки к картинке).
6.            Учить ребенка включать отработанные звукоподражания в художественные тексты (стихи, рассказы): взрослый читает стихотворение несколько раз, интонационно выделяя звукоподражания и побуждая малыша к сопряженному их проговариванию. Эффективным приемом является многократное прослушивание ребенком магнитофонной записи стихотворения или короткого рассказа в исполнении взрослого.


УА
Наш малыш кричит с утра: Уа - уа, уа - уа!
Был у мамы маленький сыночек. Звали его Алеша, Умел Алеша говорить: «Уа-уа!» Хочет маму позвать и кричит: «Уа-уа!» Радуется игрушке и говорит: «Уа-уа»! Просит кушать: «Уа-уа!» А захочет спать, от него слышны слова: «Уа-уа!»
АУ
Заблудились мы в лесу, Закричали все: Ау-ау-ау!
Мы в лес пойдем, Ребят громко позовем: Ау - ау - ау!
Жила-была девочка Машенька Пошла она с подружками в лес и заблудилась.
Кричит она подружкам: «Ау-ау!» Никто не отзывается. Ау - ау - ау!
В ответ - тишина. Бегает Машенька по лесу и кричит: «Ау-ау!»
И вдруг слышит - зовут ее подружки: «Ау-ау!»
Обрадовалась Машенька , побежала на их голоса и вышла из леса.

Упражнение № 3. ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «МУ», «МЯУ».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1.   Взрослый показывает картинку, называет слово («кошка») и дает образец звукоподражания («мяу»).
- Покажи, где кошка (корова). Как говорит кошка (корова)? (Можно использовать сопряженное проговаривание зву­коподражаний «мяу», «му»);
- Кто кричит: «Му» («Мяу»)?
2.   - Спрячь кошку (корову) (побуждать ребенка закрывать ладошкой картинку с указанным изображением)
-       Видишь корову (кошку)?
(Взрослый побуждает малыша к произнесению слов «да», «нет»).
-       Кто спрятался? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
3.          - Кто позвал'' (Взрослый дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать соответствующую картинку).
4.          - Подари:
а)      кошке желтый цветочек (мозаику), а коровке красный цветочек (мозаику),
б)      коровке одну палочку, а кошке много палочек.
- Как кошечка (корова) скажет спасибо?(Вызов звукоподражаний).
- У кого желтый цветочек? У кого красный цветочек? Кто просил одну палочку (много палочек)?
(Если ребенок не выделяет цвет предметов, можно изменить инструкцию: «Дай такой же цветочек, как у меня»).
5.   - «Пальчики побежали» к коровке (кошке) (ребенок проводит рукой к заданной картинке).
- Проводи коровку в гости к кошечке (побуждать ребенка к произвольным движениям пальцев в заданном направлении (от коровки к кошечке, от кошечки к коровке, от цветочка (мозаики) к коровке, от кошечки к цветочку).
- Кто пойдет в гости? К кому пойдет коровка? (Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию).
6.   Включать отработанные звукоподражания в стихотворные тексты:


МУ
Му - му!
Ой, бычок, ты бычок,


Молока кому?
Золотистый бочок.



Не бодайся, не мычи:



Ты иди, не топочи,



Му - му!

МЯУ
Мяу - мяу! - кот пищит,
Сидит на окошке


У меня живот болит.
Маленькая кошка:



Мяу - мяу!


ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ НА ПОНИМАНИЕ ДЕЙСТВИЙ
(кошка идет, лежит, лакает, умывается, играет).

Предлагаемые инструкции и вопросы:

-Кто это? (Побуждать ребенка к произнесению звукоподражания или звукокомплекса, воспроизводящего структуру слова).
-Покажи картинку, где кошечка лежит (лакает, играет и т.п.).
-Угости кошечку, которая играет (идет, лежит и т.п.) (побуждать ребенка к произвольному или отраженному высказыванию типа: «На, мяу» или «На, киса»).
-Что делает кошечка? Покажи. ( Взрослый указывает на определенную картинку и побуждает малыша к имитирующим действиям).
-Спрячь кошечку, которая лежит (идет, умывается и т.д.).
-Найди кошечку, которая лакает. Дай ей одну мозаику. Покажи кошечку, которая умывается. Дай ей одну палочку и т.п.
-
Примечание:    если малыш затрудняется в выборе картинки, взрослый закрывает часть картинок листом бумаги и предлагает выбор из двух-трех  картинок.

 


ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ «АМ».
Предлагаемые инструкции и вопросы:

1.   - Покажи, где собачка кушает?
- Покажи, где Ляля кушает? (Взрослый дает образец звукоподражаний - «ам»)
2.     -Дай собачке косточку (Ляле-конфетку). Как собачка скушает косточку ? («Ам»). КакЛяля скушает конфетку? («Ам»).
3.         - Спрячь собачку. Как собачка просит кушать?
(Побуждать к произвольному или отраженному высказыванию: «Дай «ам»).
4.   - «Пальчики побежали» к Ляле. Как Ляля кушает?
(Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию и имитационным движениям).
5.   - Проводи Лялю к собачке (проводи собачку к Ляле).
(Ребенок проводит рукой в указанном направлении от картинки к картинке).
3.        Взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребенка к отраженному звукоподражанию.

четверг, 4 февраля 2016 г.

Как мы воспитываем своих детей? Скрытые послания


       Каждый день мы каким-либо образом общаемся со своими детьми. Как правило, у каждого родителя есть некий набор фраз, шаблонов или привычных и устойчивых словосочетаний, с помощью которых он, родитель, пытается воспитывать своего ребенка. Эти наши привычные повседневные фразы содержат особую информацию, невидимые на первый взгляд скрытые послания.
      На основе именно таких скрытых родительских посланий и утверждений ребенок составляет мнение о самом себе, о людях, об окружающем его мире.
ФРАЗА - Потише, помедленней, осторожней.
СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ - Не доверяй миру, не живи по максимуму.
ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА - Сделай на 100%, получи удовольствие.

 

ФРАЗА - Я тебя прибью, пропади ты пропадом, лучше б я аборт сделала.

СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ - Исчезни! Не будь!

ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА - Все подобное категорически должно быть исключено из речи!!!

 

ФРАЗА - Не обращай внимания, подумаешь!

СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ - Ты и твои проблемы не важны.

ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА - Давай попробуем рассмотреть это с разных сторон, поищем альтернативы.

 

ФРАЗА - Давай шевелись! Скорей! Заткнись! И другие приказы.

СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ - Ты не важен. Мои интересы важнее твоих.

ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА - У нас есть 15 минут. Давай договоримся, как нам сделать, чтобы успеть?

 

ФРАЗА - Ты для меня всегда останешься маленьким сыночком/доченькой.

CКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ - Не взрослей!

ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА - Мне нравится видеть, как ты растешь и познаешь мир.

 

ФРАЗА - Не реви, не смейся так громко, не хнычь!

СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ - Не выражай своих эмоций!

ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА - Я понимаю твои чувства.

 

ФРАЗА - Что ты, как маленький, надо быть серьезней!

СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ - Не будь ребенком!

ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА - Но он же на самом деле ребенок! Исключите такие высказывания!

 

ФРАЗА - Сколько можно тебе повторять! Никогда не можешь сделать, запомнить и т.д.

СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ - Ты глупый, не можешь ничего сделать сам. Ты плохой, неудачник.

ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА - Я доверяю тебе. Твои поступки – это твоя ответственность. Все мы ошибаемся. Благодаря ошибкам мы учимся.

 

 

ФРАЗА - Не делай, я сама лучше это сделаю.

СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ - Я не верю в тебя!

ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА - Я тебе доверяю, я верю, что ты можешь.

 

ФРАЗА - Мальчики не плачут. Девочки должны вести себя тихо. Мужчина не имеет права на эмоции.

СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ - Мужчина не имеет права на эмоции. Женщины - жертвы.

ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА - Ты можешь свободно выражать свои чувства. Я понимаю тебя.

 

ФРАЗА - Упадешь, разобьешься, укусит, сломаешь и другие угрозы-предупреждения.

СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ - Мир опасен, не действуй.

ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА - Я тебе доверяю. Пробуй, действуй!

 

ФРАЗА - Неряха, бестолочь, горе мое и все другие обзывания, а также любые обобщения, типа все кругом воры и негодяи.

СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ - И ты такой же, как все.

ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА - Все они могут сформировать ложное представление о себе и должны быть исключены из речи.

 

ФРАЗА - Ты всегда, никогда, всю жизнь, я так и знала.

СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ - Ты безнадежен. Невозможность изменения.

ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА - Разбирайте не личность, а конкретный поступок. Твоя жизнь в твоих руках.

 

ФРАЗА - Сравнение с другими детьми.

СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ - Ты плохой, лучше бы вместо тебя был другой.

ВОЗМОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА - Я люблю тебя, какой ты есть.

 

Безусловно, ребенок сам выбирает основные установки, на которых он будет строить свой характер и жизнь, но в наших силах помочь ему выстроить более гармоничные отношения с собой и окружающим миром.

воскресенье, 10 января 2016 г.


«Развитие речи дошкольников в играх»




Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. 

Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. 

Для того, чтобы заниматься развитием речи Вашего малыша, вовсе необязательно усаживать ребенка за стол, создавать атмосферу урока. Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте. 

Кроме этого, играя с ребенком, вы создаете эмоциональную связь, дружеские доверительные отношения с Вашим малышом.

Словесные речевые игры

Как тебя зовут? (Народная игра)


Цель. Активизировать производные наименования и их формы; соотносить производный глагол и движение. 
Участники игры садятся кружком на стулья (на траву). Водящий дает каждому какое-нибудь смешное имя (либо дети выбирают имя сами): Пузырек, Метла, Расческа, Авторучка, Самосвал и т. д. После этого водящий задает вопросы. Отвечая на них, надо повторять только «свое слово» (пузырек, метла и пр.). Отвечать надо быстро, не задумываясь. Ни в коем случае нельзя смеяться. Другие пусть смеются, а тот, с кем говорит водящий, должен отвечать серьезно. Даже улыбаться нельзя. 
Водящий подходит к тому, кого он назвал Метлой, и важно предупреждает: 
Кто ошибется, 
Тот попадется! 
Кто засмеется, 
Тому плохо придется! 
После этого он спрашивает: 
— Кто ты? 
— Метла. 
Вожак показывает на волосы играющего и спрашивает: 
— А это у тебя что? 
— Метла. 
Вожак показывает на руки: 
— А это у тебя что? 
— Метлы! 
Вожак показывает на ноги: 
— А это? 
— Метлы. 
— А что ты ел сегодня утром? 
— Метлу! 
— А на чем ты ездишь по городу? 

Какая бывает собака?


Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди. 
Другие темы: "Какая бывает весна?", "Какая бывает корова?" и т.п. 

Угадай, кто мой друг.

Для этой игры вам понадобятся карточки с изображениями животных, Для каждой игры-занятия отдельная тема - домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы и т.д.
Каждый ребенок должен выбрать карточку с животным так, чтобы не видели остальные дети и придумать животному имя. Теперь нужно дать время для составления рассказа о его жизни.
Например, ребенок выбрал картинку со слоном. Назвал его Филя. Затем рассказывает о нем: Мой Филя живет в Африке, он очень большой и добрый, он любит кушать фрукты и овощи. Филя даже выступает в цирке и так далее. Остальные дети пытаются угадать, о каком животном идет речь. Можно изобразить походку животного.

Отвечай быстро!


Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства свойства какого-либо предмета - цвет, вкус, размер и т.п. Второй игрок должен быстро назвать предмет, подходящий этим признакам:
Звонкий, быстрый, веселый ... (мяч) 
высокий, прочный, кирпичный ... (дом) 
рыжая, пушистая, хитрая...(лиса) 
зеленая, колючая, нарядная... (ёлка) 

Кто больше?


Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков - например мяч- круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот - мягкий, шершавый. 
Машинка - большая, маленькая, блестящая, сверкающая, светлая, темная, одноцветная (разноцветная) 
Задание детям - 1.Кто больше назовет свойств предмета. 
2.Кто больше назовет возможных действий с предметом. 
Из книги Е. Сербиной "Развивающие игры для детей". 

Скажи по-другому.


Берется простое предложение, но с прилагательными и наречиями, например: "Машина быстро ехала по шоссе". А теперь, представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как-то выразить. Надо придумать вариант той же фразы другими словами. При этом ни одно из слов начального предложения не должно повторяться. (Автомобиль мчался по дороге) 

В чем причина?

Придумывается какая-нибудь необычайная ситуация. например: "Придя утром в парк, вы увидели, что там исчезли все скамейки". Надо как можно быстрее придумать объяснения этого события. Причины могут быть обычными, житейскими ("Забрали на ремонт"), и необычные, фантастические (скамейки обиделись, что их портят, и ушли в другой парк). Побеждает тот, кто предложит больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше. Игра развивает способность анализировать и логически мыслить.

Шаги. (Кто быстрее доберется до...)


С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем. 
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!" 

Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т.д. Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово. 

Внимание! Розыск! (Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность)


В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга) . У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко. 
Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим. 
В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду. 

Игра с картинами.


Эта игра развивает внимание, сообразительность, приучает детей связно выражать свои мысли. Знакомит с классификацией предметов по разным признакам. 
Для этой игры вам понадобятся картины или книжные иллюстрации. Пейзажи здесь не подойдут. Лучше использовать жанровую живопись и крупные иллюстрации к детским книгам. 
Смысл игры: Один из игроков загадывает какую-нибудь деталь изображения. Другой игрок, задавая наводящие вопросы, должен угадать, что было загадано. 

С детьми 3-4 лет загадывайте предметы целиком (зайчик, мяч, облако...) 
С детьми старше 5 лет усложните задание - ухо зайца, пуговица на платье, яблоко на столе. 

^ Примеры вопросов, которые должны использовать дети 3-4 лет: 
Пример: Иллюстрация к стихотворению А.Барто "Наша Таня". Загадана лягушка в речке. 
- Это находится вверху картины? Внизу? 
- Это живое или неживое? 
- Какого цвета? 

^ Вопросы, которые должны использовать дети 5-7 лет. 
Пример: Иллюстрация к стихотворению А.Барто "Наша Таня". Загадан камыш у речки. 
- Это относится к природе? 
- Это относится к живой (неживой) природе? 
- Это твёрдое? 
- Это растение?
- Высокое? 
- Дерево? 
- Трава? 

Для того, чтобы дети научились грамотно задавать вопросы, дайте им возможность самим загадать какой-нибудь предмет, а вы отгадывайте, задавая как можно больше вопросов. Так вы покажете, как нужно составлять вопросы. 

Игра "Третий лишний".


В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях. 

^ Для детей 5-7 лет задания усложняются: 
- дождь, снег, река; 
- врач, турист, шофер; 
- тень, солнце, планета; 
- мороз, вьюга, январь; 
- камень, глина, стекло; 
- дверь, ковер, окно; 
- море, река, бассейн. 

Какое что бывает ?


Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя. 
Примеры: 
- Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом) Здесь уместно спросить, что выше – дерево или дом; человек или столб. 
- Что бывает длинным?(коротким) 
- Что бывает широким (узким)? 
- Что бывает круглым ( квадратным)? 
В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д. 

Упражнение "Кто без чего не обойдётся"


Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки. Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие из слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?" 

Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия. 

^ Примерные задания: 
Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище) 
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода) 
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед) 
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила) 
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово) 
Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты) 
Школа ( учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради) 
Второй вариант. Называем слова, и спрашиваем: чего не может быть без этого предмета, для чего или кого оно самое главное? 
Например: вода, провод, карандаш, стекло, кирпич. 

Живое - неживое.


Знакомим ребенка с понятиями "одушевленный" и "неодушевленный". 
Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем "КТО", а неживые "ЧТО". Приводим несколько примеров. 
Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками. 

Что растет? Кто растет? 
Кто летает? Что летает? 
Кто плавает? Что плавает? 
Кто самый большой? Что самое большое?
И.т.д. 

«Кто это?» знакомимся с профессиями


Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов. 
1 вариант: Задаем вопросы : кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье? 

2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер? 
3 вариант. Придумываем загадки. Например: этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата. 
4 вариант. «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка? 

Придумываем рассказ.


Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки. 
Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти… (какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?). 

Распространение предложений.


Взрослый говорит: «Садовник поливает… (что? где? когда? зачем?). Дети идут... (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений. 

^ Составление предложения с несколькими данными словами. 
Упражнение, рекомендуемое Л.Н.Толстым и применявшееся им в Яснополянской школе: даются три-четыре слова, например, собака, старик, испугаться. Дети должны вставить их в предложение. Новые слова и понятия постепенно усваиваются детьми из общего смысла речи. Это целиком и безоговорочно относится к понятиям отвлеченным, общим. 

Дополнить предложение.


Просить ребенка закончить предложения: "Дети поливают цветы на клумбах, потому что..." "На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что... " "Зимой медведь спит, потому что... " и т. д. 

Игры для подготовки к чтению




Бросаемся слогами.


Играть можно и вдвоем, и большой компанией, как и в предыдущей игре, используя мяч. Один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу свой, так, чтобы получилось слово. 
Примеры: 
- Ко - …мар; … са; …тёнок; …рабль.
- Са - …молёт; …поги; … мовар. 
- Де - …рево; …вочка; …ти. 

Важно! Дети должны соблюдать правила орфографии: делить слова на слоги правильно и произносить их так, как они пишутся. КО – ляс – ка. Но не кА –ля –Ска. 

Цепочка


Игра со словами для любого количества участников. Выберите несколько согласных букв и запишите их на листке бумаги. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные. Например, возьмем буквы "с", "л", "м". Составляем с ними слова: самолет, масло, салями, мысль. 
Выигрывает тот, кто придумал больше слов. 

Добавь букву


Игроков не менее двух. Загадывают существительные единственного числа. Первый игрок называет любую букву из русского алфавита. Следующий по очереди должен в начале или в конце присоединить свою букву, имея в уме какое-либо слово с таким буквосочетанием. Игроки продолжают таким образом по очереди удлинять буквосочетание. 
Выигрывает тот, кто называет целое слово.

Путешествие. Семейная игра.


Один говорит "Наш корабль отправляется в... например, в Индию. Что с собой возьмем? " Кто-нибудь спрашивает: "А на какую букву? " . "На букву "К"! ". Первый начинает и говорит: " Берем кошку!". другой: "Кактусы!". "Кастрюли!". Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: "Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву "Р".

Кто с какими буквами дружит.


Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень познавательная. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные. Например у мамы - слон, у папы - крокодил, у ребенка - ёжик. Мама говорит: " Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". Папа говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке." Ребенок говорит:"Мой ёжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки.