суббота, 31 октября 2015 г.



Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда
 
1.      Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.
2.      

Время занятий (15—20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
3.      

Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
4.      

При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.
5.      

Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
6.      

Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
7.      

Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий, чередовать задания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, звукопроизношения, развитию речи. 
8.      

Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.
 
9.      Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.


НЕ БЕРИТЕ на себя то, что  ребенок может и должен сделать самостоятельно. 

ДАЙТЕ ему возможность самому выбирать домашние обязанности, за которые он будет отвечать лично. 

СТАРАЙТЕСЬ как можно чаще намеренно ставить малыша в ситуацию выбора, когда ему необходимо самому принять решение. 

ОБСУЖДАТЬ с ребенком различные варианты поведения той или иной ситуации, учите его анализировать обстоятельства, в которые он попадает.

ПООЩРЯЙТЕ инициативу и самостоятельность ребенка, с юмором относитесь к его неудачам, спокойно реагируйте на ошибки и учитесь извлекать из них полезные уроки.

ПОВЫШАЙТЕ интеллектуальный потенциал ребенка, учите его самостоятельно думать, спрашивать, понимать различия между мыслями и действиями. Он должен усвоить, что на сложные вопросы нет простых ответов.

СОВЕТУЙТЕ всегда доводить начатое дело до конца, чтобы почувствовать уверенность в своих силах 



воскресенье, 11 октября 2015 г.

Заглянем в рот ребенка.



Уважаемые родители, часто ли вы заглядываете в рот своему ребенку?
Даже если ваш малыш не жалуется на состояние полости рта, это не должно вас успокаивать.  

Протестируйте себя, ответив на ряд вопросов:

  •       Возникали ли у ребенка проблемы с сосанием груди?
  •      Может ли ваш малыш лизать мороженое широким языком?
  •      Может ли ваш ребенок щелкать или цокать языком как лошадка?
  •      Может ли он показать вам широкий язык при открытом рте?

Уздечка языка (подъязычная связка) – это анатомический элемент слизистой оболочки рта. Она соединяет нижнюю часть языка с дном ротовой полости. Именно благодаря этому анатомическому элементу человек в состоянии двигать языком, а, следовательно, жевать и разговаривать.
Попросите вашего ребенка почистить зубки языком. Сначала необходимо широко открыть рот, а затем поставить язык за верхние зубы. Делаем движения кончиком языка вправо-влево – «чистим зубки», имитируя движения щеткой, и производим чистящие движения или «щекочем  зубки». 
Если ребенок не в состоянии дотянуться до верхних зубов, а тем более к альвеолам   (месту крепления зубов к тканям челюсти) – это сигнал для родителей! 
Подъязычная связка не позволяющая достаточно поднять язык к верхним зубам, частая причина неправильного произношения переднеязычных альвеолярных согласных звуков    русского языка [Р], [Л] и их мягких пар.

                                                        Подъем языка
                    1.  Достаточный                                                                     2.  Недостаточный

На фотографии №2 видно, что связка прирощена до самого кончика языка и ограничивает его движения.
Теперь о прикусе.
Прикус – это   взаимоотношение зубных рядов при максимальном контакте и полном смыкании зубов верхней и нижней челюстей. Правильный прикус характеризуется тем, что нижние зубы приблизительно на одну треть закрываются верхним рядом. Одноименные зубы верхних и нижних рядов контактируют и между зубами одного рядапромежутки отсутствуют. Средняя линия лица находится между центральными резцами нижнего и верхнего рядов. Такой прикус называют еще нормальным или физиологическим.

Виды прикусов (схема): а — основные виды прикуса: 1 — ортогнатический (норма); 2 — прямой; 3 — бипрогнатический (норма); б — основные виды патологического прикуса: 1 — глубокий; 2 — открытый; 3 — прогения.

При неправильном прикусе артикулируемые  фонемы могут звучать искаженно. Такие виды дефектов зубного ряда, как открытый боковой или передний прикус, прогнатия или прогения, глубокий, прямой или перекрестный прикус, чаще всего приводят к различнымдефектам речи.

Открытый передний прикус


Открытый передний прикус — при смыкании коренных зубов между верхними и нижними резцами остаётся щель большей или меньшей величины. При артикулировании ряда звуков в эту щель как бы невольно просовывается кончик языка. Свистящим и шипящим звукам это придаёт неприятный оттенок «шепелявости». Аналогичная картина бывает и при полном отсутствии передних зубов, в частности во время их возрастной смены у детей.
Открытый боковой прикус — при смыкании резцов между коренными зубами с одной или с обеих сторон остаётся щель, через которую происходит утечка воздуха. Это придаёт многим звукам (чаще всего свистящим и шипящим) неприятный для слуха боковой или «хлюпающий» оттенок. Этот оттенок приобретают иногда и другие звуки (Р, К, Г, X).
Аденоиды
Аденоиды — избыточное разрастание носоглоточных миндалин, которое ведет к затрудненному носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом.
Часто повторяющиеся болезни носоглотки могут привести к стойкому снижению биологического слуха у ребенка.
Меняется ритм дыхания. Частые короткие вдохи ребенка, имеющего аденоиды, ведут к тому, что мозг ребенка постоянно находится в состоянии кислородной недостаточности, что приводит к повышенной утомляемости, снижению работоспособности, внимания, памяти; при этом изменяются все психические процессы.
Эти особенности развития неизбежно ведут за собой речевые нарушения у детей. Во-первых, происходит изменение речевого дыхания. Из-за короткого речевого выдоха, фраза неожиданно прерывается, для того чтобы сделать дополнительный вдох. Нарушается темпо-ритмическая сторона речи. В дальнейшем это приводит на письме к трудностям определения границ предложения, слова, слога.
Во-вторых, у ребенка изменяется голос, приобретая носовой оттенок. Меняется тембр голоса: он становится глухим, невыразительным. Это приводит:
·         к нечеткому произнесению гласных звуков под ударением (дама=дыма) и, следовательно, к трудностям выделения гласных на фоне слова, т. е. кнарушению фонематического анализа, что влечет за собой трудности овладения письмом в школьном возрасте;
·         к трудностям различения таких звуков, как Л, М, Н, Д, Б, из-за носового оттенка голоса (мама= баба,мебель=небельдень=нень);
·         к трудностям различения звонких и глухих согласных из-за глухости голоса, что неизбежно отразится на письме ребенка.
В-третьих, аденоиды у детей являются причиной слабости речевого аппарата, что проявляется:
·         в повышенном слюноотделении;
·         в слабости мышц языка, которое приводит к нарушению произношения различных звуков (С-З, Ш-Ж, Р, Л и др.)
·         приводит к патологическим изменениям в строении речевого аппарата.

Мы рассмотрели наиболее частые и не глубокие  патологии в органах, образующих звуки (и влияющих на их образование), на которые чаще всего не обращают  внимание взрослые. Более грубые патологии  (расщелина неба, губы и др.) трудно не заметить, и о них сегодня мы не говорим. Но перечисленные выше дефекты не менее серьезны.
Не забывайте, уважаемые родители, что от вас, в первую очередь, зависит физиологическое и психологическое состояние ваших детей. Дефекты физиологические не только оказывают влияние на нормальное функционирование организма. Их внешние проявления способны сильно повлиять на сохранность психического здоровья и ощущение полноценности в целом.
Что делать?
Обратитесь к специалистам: стоматолог, ортодонт, логопед, отоларинголог  и др.  Лучше  обратиться к нескольким специалистам – так вы услышите разное мнение по поводу вашей проблемы («Одна голова  хорошо, а две лучше» – народная мудрость).
В детском возрасте все исправляется легче и быстрее. Чем меньше ребенок, тем пластичнее его организм и больше возможностей  для коррекции.

Не откладывайте проблему на потом. Помните, что счастье ваших детей в ваших руках!
http://mkdou-27.caduk.ru/

пятница, 11 сентября 2015 г.


Речевая готовность к школе

Что такое обучение грамоте?

Сейчас почти каждый родитель ребенка 4-6 лет озабочен тем, чтобы его малыш еще до школы научился бегло читать и считать, знал цифры и буквы.
Умение ребенка читать и писать до его поступления в школу стало рассматриваться как необходимый, а иногда и основной показатель готовности малыша к обучению в школе. А умение ребенка — дошколёнка читать, считать и писать — как один из важных показателей «способного ребенка» и свидетельством того, что с ребенком занимаются в семье.
 Однако грамота подразумевает не просто умение читать и писать слова или тексты, но и точное выразительное изложение собственных мыслей, понимание при чтении смысла текста, т.е. полноценное овладение ребенком письменной речью. Этот процесс требует высокого уровня развития детей — как речевого, так и психологического и физиологического.
Овладение письменной речью  предусматривает:
-  наличие у ребенка высокого уровня произвольности (умения управлять своим поведением) и осознанности собственной речи (умение отбирать осознанно точные выразительные средства для передачи своей  собственной мысли),
свободное владение лексическими единицами языка: умение почувствовать нюансы значения слов, в том числе многозначных (например, а) чистая вода = прозрачная вода, б) чистая посуда = вымытая посуда, но нельзя назвать «чистую» посуду «прозрачной» посудой по аналогии с водой, в) чистый воздух = свежий воздух, но нельзя сказать о нем «вымытый воздух»), умение отбирать необходимые яркие  и точные языковые средства для решения поставленной речевой задачи, уместное использовать в речи фразеологизмы, пословицы, поговорки, образные сравнения, синонимы, антонимы,
- свободное владение грамматическими единицами языка:
использование в речи предложений разных конструкций – сложносочиненных, сложноподчиненных, с однородными членами, с прямой речью,  умение образовать новые слова от известных  — например, лес – лесник – лесной – лесничий – лесок
придумывание новых слов по аналогии: учит – учитель, строит – строитель,  пишет – кто? (писатель), воспитывает малышей – кто? (воспитатель), спасает людей – кто? (спасатель);
умение почувствовать значения приставок, суффиксов: например, ехали – приехали – отъехали – объехали – поехали — заехали и другие, утка кря-кря – крякает – кошка мяу-мяу мяукает, но корова му-му – мычит) и др.
- умения выстраивать текст (повествование, описание, рассуждение) в  логической последовательности, связывать предложения  в тексте друг с другом разными способами,
- умение оценивать выполнение речевой задачи, видеть свои достижения и ошибки, исправлять их, добиваться цели.

Почему так важна речевая готовность к школе?

Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Исследования доказывают, что не менее трети детей с трудностями в обучении чтению и письму в начальной школе имеют недостатки в развитии устной речи: нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, грамматические ошибки (неправильное согласование слов в предложении, искажения окончаний слов и т.д.), низкий уровень связности речи и др.
 Овладение грамотой происходит в школе, однако часть умений формируется в дошкольном детстве в ходе специального обучения в детском саду, на занятиях в детском центре, кружке, студии или дома.
 Основой для обучения грамоте в дошкольном возрасте является общее речевое развитие дошкольника.  Поэтому подготовка к обучению грамоте  малышей-дошколят всегда ведется в тесной взаимосвязи со всей системой развития детской речи  и ее сторон:
 – фонетической (овладение звуковой стороной речи),
- лексической (овладение словарём русского языка: развитие активного и пассивного словаря, уточнение словаря, развитие языкового чутья),
- грамматической (овладение грамматическим строем родного языка),
- развития связной речи (умения строить диалог и монолог)

Речевая готовность к школе: цель

Современные дошкольные образовательные учреждения работают по различным программам. Все  комплексные программы имеют раздел, посвященный развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте. Кроме того, используются парциальные программы и технологии: Ушакова О.С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», Рылеева Е.В.Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя», Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте» и другие.
Все современные программы развития речи дошкольниоков ставят перед педагогами следующую цель – развить «правильную», «хорошую» устную речь дошкольников. Что при этом понимается под «правильной» и «хорошей» речью:
-  «Правильная речь» — речь, в которой все языковые единицы (звуки, слова, словосочетания, предложения) употребляются в соответствии с нормами языка, то есть без ошибок.
-  «Хорошая речь» —  речь лексически богатая, точная, выразительная, в которой все слова употребляются с учетом ситуации общения ( т.е. с учетом ряда факторов: с кем, где, с какой целью ведется общение).
Овладение дошкольниками устной речью является основой формирования коммуникативной компетенции как базисной характеристики личности ребенка, обеспечивающей благополучие дошкольника в социальном и интеллектуальном развитии.

Речевая готовность к школе: основные задачи

Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду предусматривает работу по нескольким направлениям:
1.Воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, четкой дикции, правильного звукопроизношения, освоение средств звуковой выразительности речи (тона, тембра, ударения, силы голоса, интонации и др.), воспитание орфоэпической правильности речи.
2.Развитие словаря – обогащение и активизация словарного запаса детей, обучение их уместно использовать слова в различных ситуациях общения, отбирать наиболее точные слова и выражения, развитие выразительной образной речи детей.
3.Формирование грамматического строя речи – практическое освоение и использование в собственной речи разных типов словосочетаний и предложений, способов образования новых слов, формирование морфологической стороны речи (изменение слов по числам, родам, падежам, практическое усвоение наклонения глаголов – иди, беги, идем, бежим, идемте, побежал бы, пошел бы,употребление прилагательных  в разных степенях сравнения – добр – добрее, тихий – тише и др.)
4.Развитие связной речи (диалогической и монологической) – развитие умения строить самостоятельные высказывания разных типов – описание, повествование, рассуждение;  вести диалог; точно формулировать вопросы и отвечать на них; слушать и понимать речь собеседников; вести себя с учетом ситуации речевого общения.
5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Детей учат производить звуковой и слоговой анализ слова, состава предложения, знакомят с понятиями «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласный/согласный звук», «ударение», «твердый/мягкий согласный звук», «ударный/безударный гласный звук». Дошкольники учатся подбирать родственные (однокоренные) слова . Они знакомятся с явлениями синонимии и антонимии, подбирая слова, близкие/противоположные по значению. У детей также формируются представления о структуре высказывания (начало, середина, конец) и ее особенностях в разных типах текстов.

www.mkdou-27.caduk.ru

воскресенье, 30 августа 2015 г.

   

Зачем нужен учитель-логопед
За последние годы практикующие логопеды отмечают резкое увеличение
 числа детей с речевой патологией. 
Такие дети должны быть направлены в 
специальные учреждения, но в настоящее время их число 
 так выросло, что многие вынуждены посещать детские сады, 
не имеющие в своей структуре специализированных групп. 
Проблема будет частично (в сложных случаях) решаема, 
если в штате дошкольного образовательного учреждения 
есть учитель-логопед, способный 
оказать посильную своевременную помощь.


Безусловно, логопедическая помощь оказывается и в детских городских поликлиниках, и в различных речевых центрах, но далеко не все родители имеют возможность регулярно посещать эти занятия даже просто по причине отсутствия времени (учитывая занятость современных родителей). В результате страдают, как известно, дети. В режиме работы детского сада учитель-логопед, как правило, проводит коррекционную работу в утренние часы, когда у ребенка высокий уровень работоспособности. Занятия со специалистом в зависимости от степени тяжести речевого дефекта проводятся индивидуально 2-3 раза в неделю. На каждого ребенка заводится толстая тетрадь, в которой отражается проделанная за неделю работа, а на выходные дни родители получают домашнее задание с инструкцией к выполнению. Это для закрепления навыков, приобретенных на занятиях. Например, ребенку поставлен правильный звук, но для его введения в речь необходимы постоянные тренировки с проговариванием речевого материала, родителям предоставляются варианты заданий, способствующих автоматизации звука в речи ребенка. Таким образом, совместная работа учителя-логопеда с родителями дает положительный результат в коррекционной логопедической работе, сокращает временной период устранения речевого дефекта.
       Известно, что детский возраст наиболее благоприятен для формирования речи в целом и ее фонетической стороны в частности. Следует помнить, что для ее успешного усвоения школьной программы необходима хорошая, полноценная, грамотная речь. Поэтому своевременное выявление дефектов звукопроизношения и их исправления - обязательный раздел всего комплекса работы по развитию речи.
Формирование произношения тесно связано с развитием фонематического слуха, с одной стороны, и становлением лексико-грамматических категорий - с другой. Поэтому от того, насколько успешно и своевременно будет исправлено звукопроизношение в детском возрасте, в значительной степени зависит усвоение навыков письма и чтения в школьный период.
Если в ДОУ есть логопедический пункт, который нужен для оказания помощи воспитанникам, имеющим нарушения произносительной стороны речи и нарушения в развитии устной речи, то его основные задачи - формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи; коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения; своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития; привитие детям навыков коммуникативного общения; решение задач социального и речевого развития; организация работы педагогов государственного образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного 
образования по формированию речевого развития детей.
В логопедический пункт зачисляют детей с 4,5 года, имеющих простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения. Зачисление осуществляется на основе обследования речи дошкольников, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Предельная наполняемость логопедического пункта ДОУ составляет не более 20 человек (на 1 ставку учителя-логопеда). На каждого воспитанника, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту. Выпуск дошкольников из логопедического пункта производится в течение всего учебного года по мере устранения у них нарушений в развитии устной речи. Учителя-логопеды работают 5 дней в неделю. Периодичность занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Индивидуальные занятия проводятся 2-3 раза в неделю продолжительностью 15-20 минут.
    Учитель-логопед при этом оказывает консультативную помощь педагогам ДОУ, родителям (законным представителям) детей в определении причин нарушений речи и дает рекомендации по их преодолению; несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией и за комплектование групп; проводит занятия с дошкольниками по исправлению различных нарушений устной речи; в ходе занятий осуществляет работу по предупреждению и преодолению трудностей в усвоении программного содержания по родному языку, обусловленных первичным речевым нарушением; осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам усвоения общеобразовательных программ;
поддерживает связь с логопедами и врачами детских поликлиник;
участвует в работе методических объединений учителей-логопедов;
представляет заведующей ДОУ ежегодный отчет о количестве воспитанников, имеющих нарушения в развитии устной речи, и результатах коррекционной работы в логопедическом пункте.
Таким образом, работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп, - важная составляющая часть всего образовательного и воспитательного процесса, оказывающего незаменимую помощь как родителям детей с речевой патологией, так и педагогам, работающим с такими детьми.


www.mkdou-27.caduk.ru

среда, 12 августа 2015 г.



Гиперактивность
(англ. hyperactive child syndrome; attention-deficit hyperactivity disorder) синдром дефицита внимания с гиперактивностью (С. д. в. г.), гипердинамический синдром. Гиперактивность проявляется несвойственными для нормального ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью.
Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен специалистами по результатам специальной диагностики и наблюдением за ребенком.
Если ребенок живой, подвижный и непоседливый – это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если он не может усидеть долго за столом, неугомонен перед сном, непослушен в магазине игрушек и бегает, не останавливаясь, после длительного переезда. Главное отличие активного ребенка от гиперактивного заключается именно в том, что последний будет бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете, независимо от ситуации, будь то дома, в гостях или кабинете врача. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных. Гиперактивность – это болезнь, которую необходимо лечить.
Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые признаки гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Характерная черта умственной деятельности гиперактивных детей – цикличность: продуктивно они могут работать 5–15 минут. А затем 3–7 минут мозг отдыхает, накапливает энергию для следующего цикла. В момент адаптации необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой. Для этого чтобы сохранить концентрацию внимания, он применяет адаптивную стратегию: активизирует центры равновесия при помощи двигательной активности.
Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни. Наличие гиперактивности определяет специалист — врач после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.
Внешние проявления гиперактивности с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве отмечается незрелость двигательных и психических функций, то в подростковом возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, а это может стать причиной правонарушений и преступлений. У гиперактивных детей часто развивается тяга к алкоголю и наркотическим веществам. Гиперактивность считается патологией и представляет собой серьезную социальную проблему. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, но импульсивность и дефицит внимания сохраняется.
Гиперактивность у детей способствует возникновению трудностей в освоении чтения письма, счета. Наблюдается задержка в психическом развитии на 1.5–2 года. Недостаточно развита внутренняя речь, которая должна контролировать социальное поведение. У них слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность. Из-за непонимания со стороны окружающих у детей формируется агрессивная модель поведения, выгодная для них, а поэтому трудноисправимая.

Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно высокие компенсаторные механизмы. Для их включения должны соблюдаться определенные условия:
– обеспечение эмоционального нейтрального воспитания без интеллектуальных перегрузок;
– соблюдение режима дня и достаточное время для сна;
– соответствующая медикаментозная поддержка;
– разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны невролога, психолога, воспитателей и родителей.

Как выявить гиперактивного ребенка?
Основные проявления гиперактивности можно разделить на 3 блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность и импульсивность. Американские психологи Бейкер и Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

Критерии гиперактивности:
Дефицит активного внимания:
1. непоследователен;
2. не может долго удерживать внимание, не может сосредоточиться;
3. невнимателен к деталям;
4. при выполнении задания допускает большое количество ошибок в результате небрежности;
5. плохо слушает, когда к нему обращаются;
6. с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его;
7. испытывает трудности в организации;
8. избегает заданий, требующих долгих умственных усилий;
9. легко отвлекается;
10. часто сменяет деятельность;
11. часто бывает забывчив;
12. легко теряет вещи.

Двигательная расторможенность:
1. постоянно ерзает;
2. проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, теребит пальцами волосы, одежду и т.д.);
3. часто совершает резкие движения;
4. очень говорлив;
5. быстрая речь.

Импульсивность:
1. начинает отвечать, не дослушав вопрос;
2. не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;
3. не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза);
4. при выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но одних уроках он успешен, на других - нет);
5. спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

Правила поведения родителей с гиперактивным ребенком:
• поддерживать дома четкий распорядок дня;
• выслушивать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас);
• автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном);
• отвлекать ребенка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность; задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить его действия);
• сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;
• оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
• не запрещать действие ребенка в категоричной форме;
• не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит);
• не приказывать, а просить (но не заискивать);
• не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
• Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
• Делить работу на короткие периоды. Использовать физкультминутки.
• Снизить требования к аккуратности в начале работы.
• Сидеть рядом с ребенком во время занятий. Использовать тактильный контакт.
• Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
• Поощрять сразу же, не откладывая на будущее.
• Предоставлять возможность выбора.
• Оставаться спокойным. Нет хладнокровия — нет преимущества!

Ограничения:
1. Не позволяйте ребенку засиживаться перед телевизором. В некоторых семьях принято оставлять постоянно работающий телевизор, даже если его никто не смотрит в данный момент, в этом случае нервная система ребенка сильно перегружается от постоянного шумового и светового фона. Старайтесь, чтобы телевизор в комнате, где находится малыш, был выключен.
2. Не разрешайте ребенку играть в компьютерные игры.
3. Гиперактивный ребенок перевозбуждается от большого скопления людей. По возможности избегайте людных мест (крупные магазины, рынки, театры) – они оказывают на нервную систему ребенка чрезмерно сильное действие.
4. Гиперактивного ребенка нужно отдавать в сад как можно позже, когда он уже научится более-менее контролировать своё поведение. И обязательно предупредите воспитателей о его особенностях.

Как играть с таким ребенком?
Подбирая игры, особенно подвижные, необходимо учитывать особенности детей: дефицит внимания, двигательная активность, импульсивность, быструю утомляемость, неумение длительное время подчиняться групповым правилам. В игре трудно дождаться своей очереди и считаться с интересами других. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.
• «Найди отличие». Ребенок рисует несложную картинку (котик, домик) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок меняются местами.
• «Ласковые лапки». 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточка, бусы, вата. Все выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; родитель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: «звере» будет прикасаться к щеке, колену, ладони.
• «Кричалки-шепталки-молчалки» 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную руку — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться; на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на одном месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует молчалками.
• «Час тишины и час можно».
• «Давайте поздороваемся»: 1 хлопок — здороваемся за руку, 2 хлопка – плечиками, 3 хлопка — спинками.
www.mkdou-27.caduk.ru